Заметки хранителя.

Заметки хранителя.

D:\Desktop\Вера\В.А_Фото\2N8A1555.jpg Мне повезло. Очень. Я могу прикасаться к музейным предметам – тем, что для всех «руками не трогать!». Я могу рассматривать их даже с той стороны, что «не считается экспозиционной». Я могу рекомендовать вещи для открытых выставок, или прятать их «на консервацию». Я – хранитель.

Мне повезло дважды. Я хранитель в литературном музее с интереснейшей историей, крепкими традициями и богатейшей коллекцией. Музейные предметы, за которые я несу ответственность, на официальном языке зовутся «вещественными памятниками».

И вот здесь мне повезло ещё раз. Специфика литературного музея такова, что «вещественными» становятся предметы разных веков, типов, личных фондов. И такое разнообразие очень развивает.

О каждой из этих коллекций можно написать большое (или небольшое) эссе. А о многих единичных предметах – «почти детективную историю»: обнаружение, приобретение, доставка. Отдельных статей достойны и люди, передающие вещи музейного значения в государственное хранение; и люди его осуществляющие. Возможно, эти рассказы ещё увидят свет.

Сегодня, в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, речь пойдёт про

Вещи военврача.

Уже на третий день войны, Народный Комиссариат Путей Сообщения дал указание дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11863 поезда. Тысячи советских солдат, обязаны своей жизнью работе этих поездов, вывозивших раненых с фронта в тыловые госпитали.

Начальником одного из таких составов в 1943 году стал Соломон Гиршевич Менделевич.

«Они возили раненых с передовой в глубокий тыл, и в пути нужно было обеспечить больных всем необходимым: едой, лекарствами. В поезде были свои операционные, работали прекрасные, преданные делу люди. Папа рассказывал, что самое трудное было перевести раненых в другой вагон на ходу, когда всё в огне. Работали днём и ночью. Два раза в день, утром и вечером, он обходил все вагоны, разговаривал, писал письма по просьбе больных, осматривал самых тяжёлых. Очень трудными были бомбёжки, ведь поезд очень хорошая мишень – идёт по открытой местности и скрыться некуда.»[1]

Вещи, прошедшие с военврачом Менделевичем страшные дни войны хранятся теперь в коллекции Орловского Государственного объединённого литературного музея И.С. Тургенева. Они переданы дочерью Соломона Гиршевича, Орловской преподавательницей и общественной деятельницей Беллой Соломоновной Вишневской.

Вот солдатское одеяло. Одно из миллионов, выпущенных в 1941-1945 годах. Латанное-перелатанное. Легко представить его на спальном месте, рядом со столиком с медикаментами. Резкий толчок поезда и вот уже пятно от зелёнки навсегда «украсило» серую шерсть.[2]

100D1786 100D1788

Здесь же могло находиться и специальное устройство для стерилизации медицинских принадлежностей – бикс.[3] В таких до сих пор обрабатывают шприцы для уколов.

100D1778 100D1780

А вот и очки.[4] Круглые окуляры и удлинённые пружинные дужки – классика того времени. Именно такие дужки позволяли очкам сидеть крепче, не падая от малейших сотрясений. Меня, как хранителя, больше всего радует их неплохая сохранность – удивительная для предметов с такой судьбой.

100D1754 100D1755

100D1756 И последний предмет – ключ от вагонов санитарного поезда.[5] При взгляде на него во мне тут же возникает вихрь ассоциаций: скорость – открыть, быстрее – начать загрузку раненых; универсальное единство – треугольник, подходящий к дверям всех вагонов и всех купе; стойкость – крепко закрытая дверь вагона с разбитым стеклом и в нем лицо начальницы санпоезда из фильма «Офицеры» [6]

Немало написано слов и снято фильмов о Великой Отечественной войне за прошедшее время. Есть среди них произведения и о военно-санитарных поездах. Достоверные, уводящие в трудные военные годы.[7] И эти простые вещи, которые каждый день использовал в своей военной жизни начальник санитарного поезда, так же создают уникальное чувство причастия к тем далёким дням, к тем героическим людям.

Примечания:

1. Сборник. Долго пахнут порохом слова… — Орёл, 2009 г. С. 384-385.

2. ОГЛМТ № НВ-24322.

3. ОГЛМТ № НВ-24744.

4. ОГЛМТ № НВ-24745.

5. ОГЛМТ № НВ-24746.

6. https://youtu.be/MZYEyw66R2c.

7. Прежде всего, это книга В. Пановой «Спутники» и фильмы, снятые по ней:

«На всю оставшуюся жизнь…» https://youtu.be/DsqH9X4917w и «Поезд милосердия» https://youtu.be/yRppnlNlC3c.

В.А. Макешина,

ст. научный струдник

отдела фондов ОГЛМТ