Чаепитие как усадебный плезир.  Традиции чаепития в русской усадьбе

Чаепитие как усадебный плезир. Традиции чаепития в русской усадьбе

И.А. Алексина

Москва

 

Чаепитие как усадебный плезир.

Традиции чаепития в русской усадьбе

// Тургеневский ежегодник 2020 года/ Сост. И ред.- Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2020.- 420 с.   

 

 

                                                                        Смеркалось; на столе, блистая,

                                                                        Шипел вечерний самовар,

                                                                        Китайский чайник нагревая;

                                                                        Под ним клубился легкий пар.

                                                                        Разлитый Ольгиной рукою,

                                                                        По чашкам темною струею

                                                                        Уже душистый чай бежал,

                                                                        И сливки мальчик подавал;

А. С. Пушкин.
«Евгений Онегин»

Усадьба… Это певучее слово рождает множество поэтических ассоциаций, исчезающих эфемерных воспоминаний, таинственных прелестей ушедших времен. Дворянское гнездо… Воображение рисует некий идеальный мир, где время, становясь пластичным, раскрывает диалектику жизни через глубины родовой памяти, а старинный дом воспринимается как место силы и творческих замыслов. Именно такие ассоциации появляются передо мной как символ усадебной дворянской жизни, заданный камертоном творчества А.С. Пушкина, С.А. Аксакова, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Прочная связь времен вдохновляет на сохранение, изучение, описание такого феномена культуры, как русская усадьба. Это удивительный малый мир, предстающий как обитель спокойствия и вдохновения, единства с природой, философских размышлений, свободы от суеты города. Это поэтический мир сельской жизни с её идеализированной реальностью: хороводы, сказки, песни, ароматы луговых трав, акварельные пейзажи русских равнин.

Вся эта загородная жизнь, описанная в лучших русских романах, запечатленная на холстах, переданная в музыке формирует в моём сознании мир высоких чувств, душевных переживаний, искренних эмоций; словом, воссоздает мир жизни ушедших поколений. Он настолько многомерный, многогранный и многоликий, что мне как декоратору трудно охватить внутренним взором эту необъятность, поэтому я выделила только одну грань, одну реальность, которая объединяет «дела давно минувших дней» с моей повседневной жизнью. Этой гранью оказалась любовь к чаю. Ведь сегодня так же, как и два столетия назад, мы пьем чай в дни больших праздников или на дружеских посиделках, ведем неторопливые беседы за чашкой горячего ароматного чая, который создает неповторимую душевную атмосферу. Чай, являясь вторым по популярности напитком в мире после воды, всегда был любим и ценим в России повсеместно, однако традиции чаепития в дореволюционной стране были различны. В конце 18 века сформировался дворянский чайный этикет, значительно отличающийся от традиций купеческого или мещанского чаепития. Однако была и одна общая черта русского угощения чаем. В отличии от Европы, чай в России, как правило, сопровождался значительным количеством разнообразных закусок, десертов, добавок.

Чаепитие в дворянской усадьбе отражало мировоззрение своих хозяев. Во многих поместьях был заведен порядок жизни в европейском духе, например, в английском стиле. Так устроил свой быт Аркадий Павлович из рассказа И.С. Тургенева «Бурмистр»[1]: «Он не хотел меня отпускать без завтрака на английский манер и повел в свой кабинет. Вместе с чаем нам подали котлеты, яйца всмятку, масло, мёд, пр.».

В художественной литературе того времени появляется так называемый «усадебный роман», где именно усадьба выбрана в качестве сюжетного пространства. Проблема положительного героя, развитие личности проходит через мир высоких чувств, страстей, мечтаний, искренних переживаний и преображений. В замечательных романах А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого перед нами предстают люди европейской культуры и воспитания, с энциклопедическим образованием, знанием агрономии и эффективного хозяйствования. Этим произведениям о «дворянских гнездах» были созвучны великолепные романы Джейн Остин. Англия – это страна высокоразвитой усадебной культуры с прекрасно сохранившимися традициями, хорошим вкусом, с сложившимся укладом и бытовыми устоями, что талантливо описано в произведениях Остин. Воспитание и образование юных дворянок на фоне естественной природы особенно интересно и ценно.

Чаепитие было фоном для важных эпизодов в её произведениях, в любом романе Остин, да и в любом русском романе вы обязательно найдете множество описаний чаепития: от светских ритуалов до вечернего чая за дружеским столом. Писательница отлично знала весь чайный мир, ибо её обязанностью в юности было приготовление завтрака и самой важной составляющей его части – утреннего чая для всей семьи. По воспоминаниям племянницы К. Остин: «Девять часов утра она приготовила завтрак – это была одна из её обязанностей по дому. Чай и сахар также находились под её присмотром».[2]

Безусловно, в доме была прислуга и повар, но подготовка к завтраку и заварка чая осуществлялась лично Джейн. Эта традиция жива и по сей день в чайном этикете, когда чай готовят и разливают хозяйка дома или её старшая дочь. В основе этой традиции лежат не только практическая сторона чаепития или вопросы этикета, но и политическая составляющая. В связи с тем, что за обеденным столом было не принято обсуждать экономические или политические вопросы, то они обсуждались за чашкой чая или кофе без присутствия прислуги. Особенно эта традиция укрепилась после Французской революции. Так, например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» именно Фенечка на правах хозяйки дома Кирсановых разливает чай.

Девятнадцатый век был временем путешествий. Русские дворяне много путешествовали, получали образование, новые знания, умения, обогащали личный опыт, воспринимая лучшие достижения культуры, искусства, быта, ведения хозяйства и домоводства.  Возвратясь из дальних путешествий, наши соотечественники привозили в свои усадьбы многочисленные произведения искусства, мебель, сервизы и множество других вещей, а также определенный образ и уклад жизни, преобразуя свои имения в стиле Версаля или английской резиденции.  В начале 19 века издания по агрономии, этикету, домоводству и кулинарии становятся обязательной частью в библиотеке дворянства и просвещенного купечества.  Рассмотрим внимательнее, что же представляла собой русская классическая усадьба. Усадьба предстает перед нами как комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек, включающая в себя барский дом с флигелем, хозяйственные постройки: конюшни, птичники, сеновалы и т.п., парк, сад, огороды, пасеки, оранжереи, пруды. Многие усадьбы имели чайные горки, где выращивались травы и растения для чая, такие, как шалфей, мята, мелисса, ромашка. Также использовались ягоды и листья малины, смородины, липового цвета. Множество полезных трав произрастали в так называемых аптекарских огородах. Травяные чаи и настойки широко использовались в России, практически в каждом хорошем доме был свой фирменный чай – гордость хозяйки. Такие чаи использовали как в лечебных целях, так и для угощения. Известно, например, что французский король Людовик XIV начинал свой день с чашки чая с шалфеем. Многие ценители чая придерживались собственных способов приготовления. Ф.М. Достоевский обычно работал по ночам и без крепкого чая с сухофруктами ему просто было не обойтись. Сохранилось немало воспоминаний, рассказывающих о его тщательности при выборе и заваривании чая.

Но коль скоро наша тема касается традиций чаепития, попробуем обрисовать общие черты этих традиций. При каждом барском доме имелись такие строения, как веранды, террасы, зимние сады. Это были любимые общие комнаты, которые часто использовались для утреннего и вечернего чаепития на свежем воздухе в дружеском кругу с беседами на приятные темы. Описание чайных сцен на свежем воздухе под липами или на веранде можно найти, например, в целом ряде произведений И.С. Тургенева. Весьма популярны были беседки-ротонды, садовые павильоны, чайные домики.  В зависимости от формата событий чаепития носили либо камерный характер и сервировались за маленькими столиками в гостиной, либо приобретали размах официального званного вечера с парадной сервировкой в столовой с подачей как чая, так и холодного ужина.

Для сервировки чаепития очень важна посуда, сервизы и другие предметы. В качестве системы хранения в богатых домах  использовались специальные комнаты – сервизные кладовые, где в определенном порядке хранились скатерти, салфетки, часто вышитые самой хозяйкой и составляющие часть её приданого, подносы, вазы, сервизы, чашки, стаканы с подстаканниками, столовые приборы, щипцы для сахара, бульотки, конфетницы и, конечно, самовары. При сервировке чайного стола особое внимание уделялось именно самовару как главному действующему лицу. Также посуда хранилась в буфетах, горках и шкафах. Небольшой чайный сервиз мог стоять на этажерке в углу кабинета или спальни. В качестве подарка часто использовали чайные пары для особого случая, например, с поздравлением «в день Ангела». Также имелись любимые чашки и особенные, например, для гостей. У Тургенева в романе «Дворянское гнездо» читаем: «Лаврецкий напился чаю из большой чашки; он ещё с детства помнил эту чашку: игорные карты были изображены на ней, из неё пили только гости, – он пил из неё словно гость».[3]

Тургенев с раннего детства полюбил этот напиток, ибо его мать, Варвара Петровна, надо думать прекрасно разбиралась в сортах чая и привычка к чаепитию была неотъемлемой частью жизни в спасской усадьбе. Эту привычку Иван Сергеевич сохранил на всю   жизнь, даже известная ссора его с Толстым произошла в доме Фета за утренним чаем. Также в своих произведениях он часто описывает различные сцены и действия персонажей, связанные с чаепитием. Так, чаепитие встраивается в систему образов усадебного романа: сад, пруд, скамейка, липы и т.п.

Серебряная чайная посуда и приборы высоко ценились среди аристократов, ибо служили символом их высокого положения в обществе. По воспоминаниям современников Варвара Петровна Тургенева во время своего европейского путешествия приобрела в Париже серебряный сервиз, заплатив за него немалую сумму – 20 тысяч франков; затем этот сервиз служил Ивану Сергеевичу. Так как чай представляет собой элитный продукт, то его хранению уделялось особое внимание. Чайницы изготавливались из хрусталя, фарфора, стекла. 

Распорядок дня в усадьбах не то что бы имел строгое расписание, скорее, сложился за десятилетия. Рано утром прислуга ставила самовар, и день начинался с чашки чая до завтрака. К завтраку также подавался самовар с выпечкой – булочками, пирогами, крендельками, сливками и несколькими сортами варения. Вот как описывает свое утро мать И.С. Тургенева в письме к сыну в 1838 году: «Я просыпаюсь в 8 часов утра, звоню, протираю глаза чаем с ромом, надеваю несмятый чепец, кофточку и беру молитвенник, читаю кафизму из Псалтири. И чай готов…». Далее следует рассказ о утреннем чая, который выпивался по старинной традиции еще будучи в постели. Однако самым любимым был вечерний чай. Само сочетание «вечерний чай» было настолько привычным, что служило чётким обозначением – именно в это время за чашкой ароматного чая велись самые интересные разговоры, беседы с гостями, совместные чтения, обсуждения, игры и веселье. К тому же суровый русский климат с долгими и морозными зимами делал этот горячий живительный напиток жизненно необходимым.  Как писал И.А. Гончаров, «у нас употребление чая составляет самостоятельную, необходимую потребность»[4]. Традиции национальной кухни с характерным для нее большим разнообразием выпечки (пирожки, пироги, расстегаи, булочки, кренделя, пряники, бублики, оладьи и блины) лучше всего сочетались с чаем. Постепенно чаепитие становилось своеобразным явлением как частной, так и общественной жизни. За чаем нередко решались самые серьезные вопросы семейной и общественной жизни, устраивались встречи с друзьями и отмечались праздники. Так создавалась неповторимая атмосфера жизни дворянской усадьбы, где чаепитие воспринималось как символ гостеприимства, открытого доверительного общения и взаимопонимания.

 

Список использованной литературы

 

  1. Басманова Э.Б. «Пейте чай, мой друг старинный…» Чай, обычаи, чаепития и чайный этикет в русской бытовой культуре XII – начале XX. М.: Новый хронограф, 2016.
  2. Гончаров И.А. Собр. соч. Т. 2. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в 2-х т. М.: Художественная литература, 1952.

3.Молоховец Э.И. Подарок молодым хозяйкам, или средства к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве.  М.: ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО». 2015.

  1. Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы.   

      СПб: Изд. А.С. Суворина, 1889.

  1. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Соч., т. 7. М. – Л-д.: Наука, 1964.
  2. Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе.

     М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

  1. Уилсон К. Чай с Джейн Остин / Ким Уилсон; пер. с англ. И.Д.

      Голыбиной.  3-е изд.  М.: Слово/Slovo, 2013.

        

[1] Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. С. 226

[2] Уилсон К. Чай с Джейн Остин / Ким Уилсон; пер. с англ. И.Д. Голыбиной.  Изд. 3-е.  М.: Слово/Slovo, 2013. С. 17

[3] Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Соч., т. 7. М. – Л-д.: Наука, 1964. С. 189.

[4] Гончаров И.А. Собр. соч. Т. 2. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в 2-х томах. М.: Художественная литература. 1952. С. 48.