Бисерное рукоделие М.П. Лесковой как наследие «золотого века русского бисера»

Бисерное рукоделие М.П. Лесковой как наследие «золотого века русского бисера»

В период самоизоляции стало актуальным осваивать новые профессии и хобби. Но, как говорят, новое — это хорошо забытое старое. Постепенно возрождается интерес к рукоделию, а точнее к созданию изделий из бисера. Вот об этом таком маленьком, но таком древнем виде материала для творчества мы и хотим вам рассказать. Прежде чем мы окунёмся в исторический экскурс о бисере, следует сказать, как эта тема связана с Домом-музеем Н.С. Лескова. В действующей экспозиции, в столике для рукоделия, любой посетитель может рассмотреть уникальные предметы, которые остались от матери писателя – Марии Петровны Лесковой – кисет, украшенный бисером, а также кошелек, закладка и подставка под чашечку: на всех цветочный орнамент вышит бисером. Бисерное искусство XIX столетия примечательно обилием орнаментальных мотивов и композиций, отражавших художественные вкусы того времени. Период наиболее интенсивного увлечения бисерными изделиями падает на 1820-й – 1830-е годы, когда в украшении интерьеров и предметов одежды, прикладного искусства господствующее положение занимали растительные мотивы. В бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры: гирлянды, ветки, букеты, венки, отдельные цветы, составляющие определенные композиции, характерные для классицизма. На небольших вещах – сумочках, кошельках, подстаканниках – основной узор располагался горизонтально, как правило, в верхней или нижней части предмета. Остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звездочек или оставалось свободным от узора. Украшали бисером вещи не только женские, но и мужские. Кисет, по всей видимости, Мария Петровны связала и украсила бисером для своего супруга Семёна Дмитриевича, где он мог хранить табак. А вот закладка, где можно видеть незабудки, могла предназначаться Николаю: он в раннем возрасте освоил самостоятельно азбука и очень любил читать. Бисер, который использовала Мария Петровна Лескова в своих работах очень мелкий, порой кажется, что это вышивка нитками, но, приглядевшись, видишь крошечные цветные бусинки. Откуда же пришла к нам такая замечательная традиция – украшать вещи стеклянным бисером?

Историки традиционно связывают возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках. Почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. А название «бисер» происходит от «фальшивого жемчуга»,

изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введённого в расплавленное стекло. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную.

Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю. В I веке до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки. После падения Римской империи центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия. В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. Венецианская республика на многие века стала единственным центром бисерного производства. Громадный сбыт бисера шёл в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в

рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный. В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку.

Чешское стекло стало пользоваться особой популярностью в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

На Руси вышивка существовала уже в IX-XII веках и считалась очень престижным видом рукоделия, которым занимались женщины из знатных семей и монахини. Основным материалом для вышивания был речной жемчуг, драгоценные камни, золотые или серебряные нити, перламутр. Вышивка постоянно развивалась, её применяли в новых формах, но главным полем деятельности русских мастериц была царская и боярская одежда, а также церковные облачения. Традиция украшать вещи бисером пришла к нам, скорее всего, из Византии. Вышивание бисером очень ценилось и входило в перечень обязательных образовательных наук для женщин.

В 1752 году М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушённые цветные стёкла для мозаики и т. п. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1766 году фабрика прекратила свое существование.

Но уже с начала XIX века Россия испытывает настоящий бисерный бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. В 19 веке бусинами начали украшать практически все: обычные чернильницы, дамские сумочки, популярной стала вышивка бисером. Количество оттенков бисера действительно поражало, на начало 19 века оно составляло около 800 единиц, кроме того, это был далеко не предел многообразия. Это время можно уверенно назвать «золотым веком русского бисера».