"Большой шлем"

"Большой шлем"

Признайтесь, Вы любили в детстве Стивена Кинга? Я сейчас не про зловещего клоуна, есть у писателя рассказ «Нужные вещи». В провинциальном городке открывается магазинчик, в котором творятся странные вещи. Его жители оптом и в розницу могут покупать все, что ни пожелают, все вещи, о которых когда-то мечтали. Однако платить за покупки приходится самым дорогим, что есть у человека… 

Мир вещей – одна из довольно важных локации в миропонимании писателей. Предметы могут сплотить людей, могут показать пропасть между ними, стать идеалом, управлять людьми, и даже уничтожать.

 В русской литературе тему взаимоотношения вещи и человека детально раскрывает тот же   Чехов. Вещи у авторов часто имеют свою особую жизнь и, что важно, власть над людьми. 

 Вездесущий литературный гуру тех времен Максим Горький считал лучшим произведением Леонида Андреева рассказ «Большой шлем».  Первоначально работа осталась практически незамеченной читателями, однако, вскоре появились хвалебные отзывы критиков, и рассказ становится известен. Сюжет несложен: Евпраксия и Прокопий, Яков и Масленников встречаются уже на протяжении 6 лет и трижды в неделю проводят вечера за весёлой карточной игрой. Местом действия является дача одного из знакомых, где и происходят такие посиделки. Из описания становится понятно, что игра хоть и происходит на деньги, однако ставки минимальны, главные герои встречаются, чтобы весело и интересно провести своё время.

Игроки разбились на пары, которые не менялись на протяжении многих лет. Четыре человека находятся в замкнутом  пространстве. Грань, отделяющая ее, непроницаема для «тревожной и чуждой жизни».

Используя прием метафоры, Андреев показывает процесс очеловечивания карт. При этом реальность как бы заменяют условности, фантастические схемы. Чем больше игроки заняты игрой, тем больше они попадают под власть карт, и уже не люди играют в карты, а карты в людей. Прием метафоры Андреев уже использовал в « Красном смехе».

Изолированность героев, которые ничего не знают и не хотят знать-еще один уровень отчуждения героев. А карты присматривают новую жертву, образ надвигающейся смерти — еще один из приемов экспрессионистов.

В повести Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин поглощен мыслью о шинели, которая становится для него смыслом жизни. Герой создает в своем уме иллюзию счастья, его представления о мире ограничиваются только приобретением шинели.

Герой произведения   С. Цвейга «Шахматная новелла, известный гроссмейстер Мирко Чентович, живет в мире шахмат. По отношению ко всему остальному он холоден и равнодушен.

И Акакий Акакиевич, и Мирко Чентович, и герои рассказа «Большой шлем» существуют в   своем мире.  Они боятся живых соприкосновений с реальностью и живут в эмоциональной оболочке, под которой скрывается ограниченная личность.

Одержимость карточной игрой можно рассматривать как иллюзию жизни, одномерность человеческого существования, абсолютное обнищание души.

Проблема, поднятая Андреевым в рассказе «Большой шлем», никогда не потеряет своей актуальности.

Современный мир, еще неведомый Андрееву, счастливо  изнемогает от виртуозной фантазии и мастерства геймдизайнеров, фонтанирующих креативностью, подкидывающих ситуации   раз в миллион круче  изысков пасьянса. Концентрация  упомянутой одержимости  тут уже словесным меркам поддается с трудом, один мир просто с головой уткнулся в иные миры.

Как заметил один из исследователей, «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу. Можно вспомнить Понтия Пилата и его любимую Бангу. «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, Игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, в мир  неживой. Поиском своего места, роли в обществе, предназначением  и духовностью, эмоциональной привязанностью, современные люди в футлярах заморачиваются все меньше.