Цикл публикаций «Творчество Леонида Андреева в комментариях»  «ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА»

Цикл публикаций «Творчество Леонида Андреева в комментариях» «ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА»

    Впервые – Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник», кн. 19. СПб., 1913 г. Одновременно пьеса вышла в издательстве И.П. Ладыжникова в Берлине. В том же году вошла в ПССА.

          3 марта 1912 г. Андреев посылает законченную пьесу Вл. И. Немировичу-Данченко. Немировичу-Данченко драма понравилась, и он, несмотря на значительное сопротивление большинства мхатовцев, вначале ее не принявших, настоял на постановке ее в Художественном театре. В письме к Е.Н. Немирович-Данченко от 17 августа 1912 г., на следующий день после чтения пьесы в МХТ, он писал: «Пьеса будет волновать, беспокоить, раздражать, злить, возмущать <…> Тут до такой степени обнажаются язвы нашей жизни, и так беспощадно, без малейшего стремления смягчить, загладить, что дай бог только, чтоб публика не выцарапала друг другу глаза. Колючая пьеса…». Режиссер предвидит, что ее постановка вызовет такой же общественный резонанс, какой вызвала в свое время публикация андреевского рассказа «Бездна». Он считает, что главное в постановке – это чтобы удалась роль заглавной героини – «с подстреленным ангелом чистоты в душе! Ангела, правда, подстрелили и разбудили такие темные силы, которые и привели к «красному кошмару». Это поход против отношения мужчин к женщинам. Еще более это философия М и Ж (то есть мужчины и женщины), современных».

          Премьера «Екатерины Ивановны» состоялась 17 декабря 1912 года. Она была встречена  в основном недоброжелательными откликами критиков и непониманием публики. И хотя извещенный о неудаче Андреев телеграфировал Немировичу-Данченко, что это не провал пьесы, а «провал мещанской публики первого абонемента», режиссер в конце концов настоял на некоторых изменениях, особенно в последнем действии (переработанный, «мхатовский» вариант вошел в ПССА, т.8). Но в 1915 году, при подготовке нового собрания сочинений (СС, т. 15), от этих поправок Андреев отказался.

          Вскоре пьеса пошла в ряде провинциальных театров (Курск, Самара, Киев и др.), однако только постановка Н.Н. Синельникова в Харькове оказалась удачной благодаря блестящему исполнению заглавной роли актрисой Е.А. Полевицкой. Позже пьеса шла в Петроградском театре Незлобина (1917) и бывшем Александринском театре (1920).

           В 1915 году по сценарию Л. Андреева режиссером А.Н. Уральским был поставлен фильм «Екатерина Ивановна» («Жена-вакханка»).