Дневник путешествия. День 3

Дневник путешествия. День 3

с. Топки, Верхососенье, Федоровка Покровского района

Орловской области

 

И снова перед нами бесконечные дороги. На этот раз путь лежал на юг, в заглазное лутовиновское имение Топки, черты которого предстают читателю со страниц романа «Дворянское гнездо». И вот уже мы в Топках. Название деревни Тургенев писал через «а». А наверное, правильнее было бы писать «топкий» по названию ручья, протекающего здесь, «Ржавая топь».

В Топках долгие годы жила семья Замятиных, учительствовавших в местной школе. Тургенев знавал Ардалиона Замятина маленьким мальчиком. Его изба не сохранилась, но нам удалось еще раньше найти на чердаке остатки домодельной скрипки, на которой любил играть учитель. А также треснувший колокольчик с надписью по ободку: «Кого люблю, того дарю».

На месте тургеневской усадьбы теперь молодая роща разрослась. Незадолго до смерти Тургенев продал свою усадьбу купцу А. И. Кошеверову.

Неужели ничего не осталось от старинной лутовиновской усадьбы? Оказывается, в советское время здесь был колхозный тракторный парк. От тургеневских времен осталась только церковная сторожка – без крыши, без окон и без дверей. Будто в сказке, с обеих сторон ее окружают густые заросли кустарника. Однако кирпичная кладка, прочно сложенная, не разрушается. Мы забрались в дом – увы, вокруг стояла мерзость запустения. Но надо было ехать дальше. Мы бросили прощальный взгляд на домик. И уже в последний момент разглядели в окне среди всякого хлама домодельные деревянные часы с кукушкой. Это был еще один подарок нам от старинного заглазного именья Лутовиновых.

Мы прошли мимо чудом сохранившейся скульптуры Жданова, выкрашенного серебряной краской (его имя когда-то носил здешний колхоз). Пробрались по узкой тропинке старого заросшего сада (кажется, этому саду целый век), наверное, таким увидел Лаврецкий свое Васильевское:

«Осмотрев дом, Лаврецкий вышел в сад и остался им доволен. Он весь зарос бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной; но в нем было много тени, много старых лип, которые поражали своей громадностью и странным расположением сучьев; они были слишком тесно посажены и когда-то – лет сто тому назад – стрижены. Сад оканчивался небольшим светлым прудом с каймой из высокого красноватого тростника» (И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»)

А мы едем дальше. По правде говоря, давно задумали мы побывать в бывшем лутовиновском владении – селе Верхососенье. Дед Тургенева, ливенский помещик П. И. Лутовинов, обладавший буйным нравом, в конце XVIII века построил здесь дом, из которого «совершал набеги на владения соседей-однодворцев». По дороге не раз выходили мы из машины, чтобы полюбоваться на реку Сосну, впадающую в Дон, или на ручей с удивительно вкусной водой, или на стадо коров, пасущихся по холмам.

«Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!» (И. С. Тургенев. «Лес и степь»)

Эти безмятежные пейзажи хранят воспоминания о драматических событиях былых времен. Архивное дело конца XVIII века напоминает, что здесь, в Верхососенье, в августе 1776 года произошло настоящее побоище между местными однодворцами и капитаном-поручиком П. И. Лутовиновым (родным дедом писателя) с его дворовыми людьми. Как утверждает документ: «однодворцев били и кололи и грабежи у них чинили». В довершение бесчинств, помещик зажег село с обеих сторон и кричал: «Я – бич ваш!» Молва о безобразном поступке деда дошла и до Тургенева, упомянувшего о нем в известном рассказе из «Записок охотника».

В центре некогда многолюдного села Верхососенье стоит храм Богоявления, построенный в 1845 году на пожертвования здешних помещиков. Надо думать, что среди жертвователей была и мать Тургенева. По воспоминаниям, обширная площадь возле церкви в свое время служила местом, где проходили известные верхососенские ярмарки, о чем упоминает Тургенев в рассказе «Жид». Ныне Богоявленский храм восстанавливается стараниями местной церковной общины и пожертвованиями доброхотов. Один из них – Юрий Иванович Новиков – соорудил на свои средства сень над могилой схимонаха прозорливого Надима, которого, по преданию, посещала царская семья в виду тяжелой болезни единственного сына цесаревича Алексея. Сбор средств на восстановление организован при часовне  св. Спиридона Тримифунтского…

К счастью, нам повезло: нашим гидом был наш старинный знакомый, блестящий знаток здешних мест Александр Михайлович Полынкин. Это ему принадлежит честь открытия места последней охоты Тургенева – села Федоровки. Это некогда богатое имение принадлежало вице-президенту Вольного экономического общества, приятелю Ивана Сергеевича Тургенева Захару Николаевичу Мухортову. Старожилы вспоминали огромный усадебный дом, к которому вела «широкая мощеная дорога – ее освещали по ночам вращающиеся разноцветные фонари». Неподалеку от дома, на озере, можно было видеть так называемые «круги» — рукотворные острова с обустроенными там чайными беседками. Захар Николаевич был похоронен в трапезной Владимирского храма, построенного им в 1852 году. Увы, церковь была разрушена. О ней напоминает изображение на могиле последнего ее священника о. Иоанна Владимирцева. Могила обустроена заботами все того же Юрия Ивановича Новикова. Федоровка стала местом последней прощальной охоты Тургенева. Он приезжал сюда по приглашению сыновей уже покойного Захара Николаевича. Более в свои дедовские имения Тургенев уже не возвращался.

В начале 80-х гг. в память о приездах в эти места Ивана Сергеевича в Топковской средней школе был открыт литературно-краеведческий музей (совместная работа школьных учителей и Орловского литературного музея писателя).

Продолжение следует.