«… И  С  ТОСКОЮ  О  РОДИНЕ  ВСПОМНИЛ  СВОЕЙ,  ОБ  ОТЧИЗНЕ  Я ВСПОМНИЛ  ДАЛЁКОЙ» И.С.Тургенев  и  К.Р. »)

«… И  С  ТОСКОЮ  О  РОДИНЕ  ВСПОМНИЛ  СВОЕЙ,  ОБ  ОТЧИЗНЕ  Я ВСПОМНИЛ  ДАЛЁКОЙ» И.С.Тургенев  и  К.Р. »)

Л.М.Александрова (г. Орел)

 

«… И  С  ТОСКОЮ  О  РОДИНЕ  ВСПОМНИЛ  СВОЕЙ,  ОБ  ОТЧИЗНЕ  Я ВСПОМНИЛ  ДАЛЁКОЙ» И.С.Тургенев  и  К.Р. ») //  Тургеневский ежегодник  2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013

 

 

К.Р. Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915), поэт, президент Академии наук, сын Великого князя Константина Николаевича, внук императора Николая I – один из ярчайших представителей династии Романовых. Его отец, Великий князь Константин Николаевич, занимал видные государственные посты, управлял русским флотом и морским ведомством. Начальные жизненные впечатления Константина – Петербург с его аристократической и духовно-элитарной средой, Царское Село, помнившее А.С.Пушкина и лицеистов первого выпуска. Среди преподавателей Великого князя были такие маститые знатоки русской истории, как С.М.Соловьёв и К.Н.Бестужев-Рюмин. Теорию музыки вёл известный музыкальный критик Г.А.Ларош. Для собеседования по истории и законоведению приглашался Ф.М.Достоевский.

Семья не чуждалась литературных интересов. Отец, будучи руководителем морского ведомства, содействовал появлению и изданию журнала «Морской сборник» (1848-1917), в котором печатались И.А.Гончаров, А.Н.Островский, Д.В.Григорович, А.Ф.Писемский, К.М.Станюкович, В.И.Даль.

Юный Великий князь неоднократно приглашал Ф.М.Достоевского в Мраморный дворец, где устраивались литературные вечера и где писатель читал главы из романа «Братья Карамазовы».

По свидетельству А.Г.Достоевской, «<…> юноша поразил моего мужа пламенным отношением ко всему прекрасному и родной литературе. <…>. Фёдор Михайлович Достоевский провидел в <…> Великом князе истинный поэтический дар»1.

В русскую поэзию Великий князь навсегда вошёл под инициалами «К.Р.» как поэт романтической задушевности, восторженный и одновременно трагический лирик. Многие его стихотворения были положены на музыку П.И.Чайковским. Самый известный из этих романсов – «Растворил я окно»:

Растворил я окно.

Стало грустно невмочь –

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благовонным дыханьем сирени.

А вдали где-то чудно

Так пел соловей;

Я внимал ему с грустью глубокой

И с тоскою о родине вспомнил своей,

Об отчизне я вспомнил далёкой.

13 мая 1885 года

Мейнинген.

Это произведение, положенное на музыку, стало своеобразным символом ностальгии по родине поколения русских изгнанников ХХ века.

Вехи судьбы К.К.Романова кажутся причудливым смешением биографий разных выдающихся людей. Мичман на фрегате «Светлана» в период Русско-турецких войны. Командир Преображенского полка. Главный начальник военно-учебных заведений России, заботливый попечитель кадетов, которые так его любили, что, когда он приезжал с проверкой в то или иное училище, его порывались носить на руках.

Четверть века Великий князь возглавлял Императорскую Академию наук. При его поддержке были организованы легендарные арктические экспедиции, в их числе – для поисков Земли Санникова. Константин Романов стал учредителем в Академии наук разряда изящной словесности и особого фонда имени Пушкина в ознаменование столетнего юбилея А.С.Пушкина.

Великий князь был и литературным критиком, драматургом, актёром (играл Гамлета на сцене Эрмитажного театра), художником, талантливым музыкантом – написал романсы на стихи В.Гюго, А.К.Толстого, А.Майкова. умер в 1915 году, как бы предчувствуя огромные, непереносимые для родительского сердца испытания: три сына К.Р. (у него и его жены Елизаветы было восемь детей – шесть сыновей и две дочери), Иоанн (р.1886), Константин (р.1890) и Игорь (р.1894) в 1918 году были сброшены в шурф шахты в Алпаевске вместе с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой.

И.С.Тургенев оказал известное влияние на формирование личности юного Великого князя. В 1880 году, приехав в Санкт-Петербург из Парижа, Тургенев побывал в Мраморном дворце, где все были рады его видеть, кроме матери Великого князя, Великой княгини Александры Иосифовны, считавшей писателя «красным». После встречи с Тургеневым Великий князь написал в своём дневнике: «<…> вчерашний вечер с Тургеневым расстроился, он несколько раз подвергался подозрениям в революционном направлении <…>. Эти предположения вовсе не основательны»2. Для Великого князя писатель был непререкаемым авторитетом в области искусства. Это подтверждает история, которая произошла с картиной А.Куинджи «Ночь на Днепре». По свидетельству Я.П.Полонского, И.С.Тургенев, одним из первых увидевший только что законченное полотно в мастерской художника, пришел в восторг.

14 марта 1880 года Великий князь пишет в дневнике, что на вечере у графини А.Комаровской Тургенев рассказывал собравшимся о последней работе Куинджи: «<…> он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы <…> поехали отыскивать мастерскую Куинджи. <…> Я как бы замер на месте. <…> Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей волшебной картины, душа тоскует <…>. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение <…>. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»3. Великий князь купил у художника его прекрасное полотно и, даже отправляясь в кругосветное, почти двухгодичное плавание на фрегате «Герцог Эдинбургский», не смог с ним расстаться. Это вызвало тревогу у ценителей русского искусства, в том числе и у И.С.Тургенева. Осенью 1880 года в качестве секретаря Общества русских художников в Париже писатель добивался, чтобы картина «Ночь на Днепре» была представлена на выставке в Парижском салоне.

В письме к Д.В.Григоровичу 25 января (6 февраля) 1881 года Тургенев писал: «Вам известно, что Великий князь Константин Константинович взял её с собою в кругосветное плавание. Нет никакого сомнения, что она вернётся оттуда совершенно погубленной благодаря солёным испарениям. Свидевшись с ним в Париже – и уговорив его прислать картину из Шербура (где она находится на фрегате) хоть на десять дней, я имел тайную надежду, что он согласится её оставить здесь для Выставки, что бы спасло картину и принесло бы много пользы и славы живописцу; Орлов (посол России во Франции – Л.А.) также разделял эту надежду…, но Великий князь оказал великое упорство – и картина, простояв здесь у первого здешнего торговца каринами Зейдельмейера в прекрасной галерее и при отличном освещении, отправилась обратно на фрегат. Все французы, видевшие её, были поражены удивлением… Осталась бы картина в Париже – попала бы на Выставку («Salon» – лучший зал) и грому было бы много – и медаль бы Куинджи получил»4.

Письма И.С.Тургенева к Великому князю К.К.Романову неизвестны.

 

 

Примечания.

 

  1. Чернышова-Мельник. Баловень судьбы: История жизни Константина Романова. М., 2008. С.60.
  2. Там же. С.61.
  3. Там же. С.61-62.
  4. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма. Т.XIII. Кн.1. Л., 1968. С.48.