«И. С. Тургенев — мастер эпиграммы»

«И. С. Тургенев — мастер эпиграммы»

И. С. Тургенев – мастер эпиграммы

II.

По воспоминаниям поэта, друга И.С. Тургенева, Я.П. Полонского, однажды «Тургенев стал припоминать свои старые эпиграммы на своих старых приятелей. Все они относились ещё ко временам задорной молодости. На В.П. Боткина была большая эпиграмма, но Тургенев тщетно старался её припомнить, и только один куплет промелькнул в его памяти»:

К нему читатель не спешит

И журналист его боится,

Панаев сдуру набежит

И, корчась в муках, дале мчится.

 

Поводом к сочинению этой эпиграммы послужил, по-видимому, спор между Тургеневым и Боткиным об одном рассказе молодого литератора К.Н. Леонтьева.

В начале 50-х годов Тургенев особенно восхищался писателем     К.Н. Леонтьевым и провозгласил его рассказчиком вне сравнения.

   Боткина же, по словам П. В. Анненкова, «ничто так не возбуждало и не оскорбляло, как превознесение человека без достаточных оснований». По отзыву одного из современников, Боткин «крайне желчный и беспощадно ядовитый в своих отзывах, был грозою литераторов, которых он язвил отравленными стрелами своих насмешек».

    О столкновении Тургенева с Боткиным наиболее подробно рассказывает П.В. Анненков со слов Боткина: «Достав одно из произведений г. Леонтьева и прочитав его внимательно, Боткин дождался Тургенева и с документом в руке требовал, чтобы он показал, где тут сила и гениальность. Разбор его был до того резок и привязчив, что Тургенев не выдержал и убежал в сад, «где и принялся сочинять на меня эпиграмму», — прибавлял Боткин. Эпиграмма вышла действительно забавная. Пародируя пушкинского «Анчара», Тургенев предоставил роль древа яда самому Боткину, умерщвляющему всё живое кругом себя».

       О схожих разногласиях между Тургеневым и Боткиным по поводу  одного из произведений  К.Н. Леонтьева имеются сведения и у других современников:

      «Тургенев увлекался рассказами одного из московских студентов медицинского факультета Леонтьева и начал через меру восхвалять их. Боткин попросил Тургенева прочесть ему лучшие места рассказов Леонтьева, но чем больше Тургенев читал, тем больше Василий Петрович хмурился и, наконец, напустился на своего приятеля, заявив, что рассказ – ерунда, дичь».

     Эти свидетельства дают основания предположить, что предметом спора явился рассказ Леонтьева «Немцы», напечатанный в 1854 году в «Литературном отделе» «Московских ведомостей» без подписи автора и под другим названием – «Благодарность». Это единственное произведение Леонтьева 50-х годов, появившееся в печати.

      Тогда же, в 1854 году, вероятнее всего, и произошёл спор Тургенева с Боткиным по поводу произведения Леонтьева, вследствие которого была написана эпиграмма. Вскоре после вышеописанных событий «Анчар» стал распространённым в литературных кругах прозвищем В.П. Боткина.