К 190-летию со дня рождения Н.С. Лескова. «Царство правды и бескорыстия»: праведничество в творчестве Лескова.

К 190-летию со дня рождения Н.С. Лескова. «Царство правды и бескорыстия»: праведничество в творчестве Лескова.

В многочисленных произведениях 70-х годов Н.С.Лесков создает положительные типы русских людей, так называемых «праведников», способных на самоотречение, героические поступки. Но герои праведнического цикла появляются как в самых ранних, так и в поздних произведениях Лескова. (Сила Крылушкин в «Житие одной бабы», некоторые персонажи в «Мелочах архиерейской жизни» и в «Заметках неизвестного»).

В поисках положительных начал русской жизни, на которые можно опереться в процессе ее преобразования Лесков большие надежды возлагал на нравственный потенциал русского человека. Писатель был уверен, что совместные добрые усилия отдельных людей могут стать двигателем прогресса. В своих произведениях он говорит о личной нравственной ответственности каждого человека перед  родиной и др. людьми, призывает своих современников «всеми зависящими от нас средствами увеличить сумму добра в себе и кругом себя». Увеличение «суммы добра в себе» — и есть стремление человека постоянно совершенствоваться; — а увеличение «добра кругом себя» — есть активное участие человека в общественной жизни, его борьба со злом.

Эта замечательная программа воплощена в творчестве писателя, а главными ее проводниками стали положительные герои Лескова – «чудаки» и «праведники». По Лескову «именно народ является хранителем истинной нравственности», а появление высоконравственных личностей возможно во всех сословиях русского общества. Своих героев-праведников Лесков искал и находил в самых разных слоях: среди духовенства, крестьянства, чиновничества, мещанства.

Лесковские праведники — это «маленькие, но великие люди». Общая их черта — «нравственное здоровье»; обладая большой активностью, они стремятся самоусовершенствоваться, иногда при  этом жертвуя личными интересами, а часто и своей жизнью. Положительные герои Лескова — не идеологи, а практики. Они больше действуют, чем размышляют. Всех их объединяет деятельная любовь к людям. Праведники Лескова — не святые и не ангелы, а обычные земные люди, имеющие свои слабости и недостатки. Любой из них мог   бы сказать о себе словами героя легенды «Гора» Зенона: «Я вовсе не свят, и даже, наоборот я очень грешен».

В 1880г. Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур».  Рассказам сборника предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния»

Оригинальные, яркие человеческие характеры были предметом пристального внимания Лескова — художника. У него это всегда люди с большой душой и талантом, «чудаки», которые, по мнению автора, украшают жизнь.

Праведники являлись для всех окружающих их людей тем «живым, возвышающим чувства примером», без которого Лесков не мыслил себе воспитания ни отдельного человека, ни  целого народа.

Ст. научный сотрудник Дома музея Н.С. Лескова Труфанова С.И.