О музыкальных пристрастиях Е.А. Благининой  (по материалам коллекции ОГЛМТ)

О музыкальных пристрастиях Е.А. Благининой (по материалам коллекции ОГЛМТ)

Е.М. Шинкова- научный сотрудник фондов БУКОО ОГЛМТ, с 1984 по 2010 год – главный хранитель фондов музея, член Орловского отделения творческого Союза работников культуры, член Тургеневского общества в Орле.

 

// Тургеневский ежегодник 2020 года/ Сост. И ред.- Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2020.- 420 с.   

    На Орловщине хорошо известно и любимо имя Елены Александровны Благининой, уроженки села Яковлево (ныне Свердловского района), поэтессы, переводчицы, мемуаристки. Её имя носят школа в родном селе и библиотека в поселке Змиевка, на её малой родине проводятся литературные праздники, в которых принимают участие с чтением любимых с детства стихов Благининой школьники – её земляки.

В коллекции Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева создан, хранится и пополняется её личный фонд № 36. В числе последних поступлений в этот фонд – программы концертов, которые в Москве посещала Елена Александровна и которые она бережно хранила на протяжении нескольких десятков лет как напоминание о чудесных минутах соприкосновения с Прекрасным.

Как и когда вошла в жизнь Благининой, родившейся в простой орловской семье, любовь к классической музыке, понимание её? Ведь такая любовь и такое понимание не даются сами собой, не приходят внезапно и навсегда, музыкальное восприятие нужно постоянно развивать, необходимо много работать, чтобы научиться понимать подчас очень сложные звуковые образы.

В какой-то мере ответ на этот вопрос можно найти в Воспоминаниях Елены Александровны. Она не отделяла свою личную биографию от исторической биографии современников: «Мне было тридцать лет, но мой духовный уровень не соответствовал возрасту <…> Я находила этому разное объяснение. Главное заключалось в том, – писала она, –  что люди моего класса и поколения не знали преемственности культуры. Они всё начинали сами и начинали с азов».[1] Однако Благининой повезло уже тогда, в молодые годы, на первом этапе литературной деятельности, встретить людей, с которыми её связали на всю жизнь не только дружеские узы и профессиональные интересы, но которые, что было ещё важнее, помогали ей расти духовно, овладевать тем, что мы называем – мировая культура: «Мы ходили в концерты <…> Персимфанса,[2] в музеи, театры <…>»,[3] – вспоминала Благинина, на многие годы сохранив в памяти «торжественную широту консерваторской лестницы».

Несомненно, большое влияние на Елену Александровну в плане музыкального образования оказал  Г.Н. Оболдуев, поэт, друг и спутник её жизни. По словам Благининой, Георгий Николаевич был хорошим музыкантом, отлично играл на рояле, «обладал безупречным вкусом и музыку знал глубоко».

Из стихов, посвященных памяти Г.Н. Оболдуева:

 

Вместе слушали Луначарского,

Брюсова,

Локса.

 

Вместе ломились в Политехнический,

Чтобы насладиться

Деревенской свежестью Есенина,

Гипнотическим бормотаньем Пастернака,

Набатным звуком Маяковского,

 

Вместе жмурились в лучах бабелевского

«Заката»,

Обожали Мейерхольда,

Снисходили до Персимфанса,

Слушали Баха,

Распевочно читали стихи,

Голодали.

 

Но я ничего не знала о нём,

Не знала о нём,

Не знала…

 

Благинина прожила нелегкую, полную борьбы, утрат и лишений, жизнь.  Но в самые горькие минуты рядом была музыка. В тяжелое военное время, похоронив любимого отца, записала: «Когда слушаю “Реквием” Моцарта всегда передо мною его лицо, ставшее после смерти таким прекрасным и таким молодым».[4]

Наверное, в голодное и холодное время эвакуации хоть на несколько минут становилось легче, когда слышала знакомые звуки: «Играют Шопена… Есть на свете чудесная музыка <…>».[5]

С  начала 1950-х годов необходимым и постоянным стало для Елены Александровны посещение концертов классической музыки. Первая по времени, хранившаяся у неё программа Московской государственной филармонии, относится к 14 ноября 1953 года.  Тогда в малом зале консерватории слушала она  сонаты и английскую сюиту соль минор, № 3. И.-С. Баха.  Исполнителями были: Лауреаты Сталинской премии Г. Баринова и Т. Николаева, Лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов Я. Слободкин, Лауреат Международных конкурсов Р. Соболевский, Лауреат конкурса на Всемирном фестивале молодежи и студентов А. Корнеев. 

В том же году она побывала в концертном зале им. П.И. Чайковского на вечере органной музыка и наслаждалась произведениями Баха в исполнении Лауреата Национальной премии и премии И.-С. Баха профессора  А. Веберзинке (ГДР). Программы музыкальных концертов из личного архива Благининой рассказывают, что на протяжении трех десятилетий она слушала творения великого Баха, бывая на концертах Государственного симфонического оркестра Союза ССР, Государственного симфонического оркестра  ГДР (Берлин),  Кёльнского камерного оркестра (ФРГ), Хора и Камерного оркестра под упр. Роберта Шоу (США), Государственного Академического хора Латвийской  ССР и проч., а также на концертах Г. Фишингера (ФРГ), Р. Уусвяли,  Г. Шеринга, Г. Гродберга, А. Бахчиева и других выдающихся мастеров.

О музыкальных вкусах и пристрастиях Благининой можно составить мнение, познакомившись с программами концертов, на которых она побывала. Она не упускала возможности встретиться  с произведениями Моцарта: слушала «Реквием» в исполнении  Республиканской русской хоровой капеллы на концерте Симфонического оркестра Московской  государственной филармонии под упр. Засл. деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии К. Иванова; концерт № 5 ля мажор для скрипки с оркестром в виртуозном исполнении Давида Ойстраха (1956); сонату № 8 ля минор в  исполнении Лауреата Международного конкурса им. королевы Елизаветы в Брюсселе Екатерины Новицкой  (1974); дивертисмент ре мажор (К-136) в исполнении Инструментального ансамбля Франции. Художественный  руководитель  – Ж.-П. Валлез (1976).

В программах мы находим имена практически всех представителей западной музыкальной культуры: Бетховена, Гайдна, Шуберта, Вивальди, Дебюсси, Генделя, Шопена и многих других.

Среди исполнителей – имена знаменитых зарубежных музыкантов, которые в период Хрущовской оттепели получили возможность познакомить советских меломанов со своим искусством. Не раз гостями Москвы  были представители музыкальной культуры США: Хор и Камерный оркестр Оберлин Колледжа (1964); дирижер Лорин Маазель (1964); пианист – лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского  М. Дихтер (1970); Хор города Лос-Анжелеса (художественный руководитель и дирижер – Р. Вагнер. 1974); Нью-Йоркский филармонический оркестр (1976).

По сохранившимся в архиве Благининой программам можно судить о музыкальной жизни столицы 1950-х – 1970-х годов, о культурных связях русского музыкального сообщества с другими странами.

Так, например, в мае 1963 года принял приглашение приехать в Москву и выступить в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра Союза ССР сэр Малькольм Сарджент, главный дирижер симфонического оркестра Британской Радиовещательной компании (Би Би Си). Состоялось два концерта с его участием; произведения Э. Эльгара, П.И. Чайковского, Л. ван Бетховена прозвучали в Большом зале консерватории и в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Не может не вызвать интерес прошедший в том же году в Москве и Ленинграде Фестиваль английского музыкального искусства. Любители музыки в СССР получили возможность услышать сочинения выдающихся английских композиторов: Бенджамина Бриттена, Густава Холста, Генри Перселла.

Надо отметить, что, начиная с середины 1950-х годов, Москву стали посещать не только представители музыкального мира Европы: ГДР, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Венгрии, Швейцарии. Например, в 1956 году перед московскими слушателями выступила с большим концертом, состоящим из произведений, возможно, не так хорошо знакомых в нашей стране композиторов:  Г. Санза, Э. Гранадос, Ф. Сора, Э. Вила-Лобос аргентинская гитаристка Мария Луиза Анидо.

Разумеется, для Благининой особенно значимой и чтимой была русская и советская музыка. Она вспоминала, что сильнейшее впечатление произвела на неё «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, с которой она познакомилась в январе сорок четвертого года, после прорыва блокады Ленинграда. Судя по всему, Елена Александровна следила за творческой деятельностью поразившего её композитора, бережно хранила она программу концерта Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (дирижер – Народный артист РСФСР, профессор А.В. Гаук) с портретом Д.Д. Шостаковича (1958). Концерт состоял из произведений Шостаковича, солировал автор; во втором отделении концерта была исполнена Одиннадцатая симфония «1905 год» g-moll, соч. 103.[6]

Елена Александровна была на концертах, на которых исполнялись произведения выдающихся русских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Скрябина, Стравинского. Ей посчастливилось слышать ярких талантливых исполнителей: С. Рихтера,[7] Э. Гилельса.[8]

Изучая поступившие в музейную коллекцию программы, мы сталкиваемся с любопытной деталью: значительная их часть снабжена приложениями – отпечатанной на отдельных листках информацией об исполняемых произведениях и их авторах. Этим оказывалась значительная помощь недостаточно осведомленным и подготовленным  слушателям. Вероятно, Благинина хранила такую информацию как важный для неё источник знания.

Александр Дмитриевич Благинин, племянник Елены Александровны рассказывал сотрудникам орловского музея, что до конца жизни его тётушка любила слушать граммофонные пластинки с записями классических музыкальных произведений и собирала их много лет. Виниловые пластинки и проигрыватель Благининой он подарил музею. Полученные в настоящее время программы концертов – это существенное дополнение к уже находящейся в ОГЛМТ благининской коллекции. С малоизвестной ранее стороны раскрывают они почитателям таланта любимого поэта её сложный, многогранный духовный мир.

 

 

 

 

[1] Благинина Е.А. Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2015. С. 185.

[2] Персимфанс – сокращенное название Первого симфонического ансамбля без дирижера. Исполнение музыкантов этого ансамбля отличалось большой виртуозностью и яркостью звучания.

[3] Там же. С. 168.

[4] Там же. С. 269.

[5] Там же. С. 259.

[6] Симфония № 11 соль минор, Op. 103 «1905-й год» написана Д.Д. Шостоковичем в 1957.  Впервые исполнена Симфоническим оркестром СССР под управлением Натана Рахлина 30 октября 1957 года. Симфония была популярна в СССР, став крупнейшим успехом композитора со времен Ленинградской симфонии, написанной более десяти лет назад. За эту симфонию в апреле 1958 года автору была присуждена  Ленинской премия.

[7] Рихтер Святослав Теофилович (1915-1997), советский российский пианист. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1961). Лауреат Ленинской (1961), Сталинской премии (1950), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1987) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. 

[8] Гилельс Эмиль (Самуил) Григорьевич (1916-1985), советский пианист, музыкальный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии первой степени (1946). Герой Социалистического Труда (1976). Выдающийся пианист  ХХ века.