О музыкальных программах (по материалам фонда №36 «Е.А. Благинина»)

О музыкальных программах (по материалам фонда №36 «Е.А. Благинина»)

Автор: Шинкова Е.М. – ст. научный сотрудник отдела фондов

На Орловщине хорошо известно и любимо имя Елены Александровны Благининой, уроженки села Яковлево (ныне Свердловского района), поэтессы, переводчицы, мемуаристки. Её имя носят школа в родном селе и библиотека в поселке Змиевка, на её малой родине проводятся литературные праздники, в которых принимают участие с чтением любимых с детства стихов Благининой школьники – её земляки.

В коллекции Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева создан, хранится и пополняется её личный фонд № 36. В числе последних поступлений в этот фонд – программы концертов, которые в Москве посещала Елена Александровна и которые она бережно хранила на протяжении нескольких десятков лет как напоминание о чудесных минутах соприкосновения с Прекрасным.

Как и когда вошла в жизнь Благининой, родившейся в простой орловской семье, любовь к классической музыке, понимание её? Ведь такое понимание не дается само по себе, не приходит внезапно и навсегда, его нужно постоянно развивать, необходимо много работать, чтобы научиться воспринимать подчас очень сложные звуковые образы.

В какой-то мере ответ на этот вопрос можно найти в Воспоминаниях Елены Александровны. Вот что пишет она о своей молодости,  первых годах литературной работы: «Мне было тридцать лет, но мой духовный уровень не соответствовал возрасту <…> Я находила этому разное объяснение. Главное заключалось в том, что люди моего класса и поколения не знали преемственности культуры. Они всё начинали сами и начинали с азов».[1] Однако ей повезло уже тогда, в молодые годы, встретить людей, с которыми её связали не только дружеские узы на всю жизнь, но которые, что было ещё важнее, помогали ей расти духовно, овладевать тем, что мы называем – мировая культура: «Мы ходили в концерты <…> Персимфанса,[2] в музее, театры <…>»,[3] – вспоминала Благинина, на многие годы сохранив памяти «торжественную широту консерваторской лестницы».

Несомненно, большое влияние на Елену Александровну в плане музыкального образования оказал  Г.Н. Оболдуев, поэт, друг и спутник её жизни. По словам Благининой, он был хорошим музыкантом, отлично играл на рояле, «обладал безупречным вкусом и музыку знал глубоко».

Из стихов, посвященных памяти Г.Н. Оболдуева:

 

Вместе слушали Луначарского,

Брюсова,

Локса.

 

Вместе ломились в Политехнический,

Чтобы насладиться

Деревенской свежестью Есенина,

Гипнотическим бормотаньем Пастернака,

Набатным звуком Маяковского,

 

Вместе жмурились в лучах бабелевского

«Заката»,

Обожали Мейерхольда,

Снисходили до Персимфанса,

Слушали Баха,

Распевочно читали стихи,

Голодали.

 

Но я ничего не знала о нём,

Не знала о нём,

Не знала…

 

Благинина прожила нелегкую, полную борьбы, а часто и лишений, жизнь.  Но в самые тяжелые минуты рядом была музыка. Похоронив любимого отца, написала: «Когда слушаю “Реквием” Моцарта всегда передо мною его лицо, ставшее после смерти таким прекрасным и таким молодым».[4]

Наверное, в голодное и холодное время эвакуации хоть на несколько минут становилось легче, когда слышала знакомые звуки: «Играют Шопена… Есть на свете чудесная музыка <…>».[5]

Сильнейшее впечатление произвела на неё и «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, с которой она познакомилась в январе сорок четвертого года, после прорыва блокады Ленинграда.

С  начала 1950-х годов необходимым и постоянным стало для Благининой посещение концертов классической музыки. Первая по времени, сохранившаяся у неё программа Московской государственной филармонии, относится к 14 ноября 1953 года.  Тогда в малом зале консерватории слушала  Елена Александровна  сонаты и английскую сюиту соль минор, № 3. И.-С. Баха.  Исполнителями были: Лауреаты Сталинской премии Г. Баринова и Т. Николаева, Лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов Я. Слободкин, Лауреат Международных конкурсов Р. Соболевский, Лауреат конкурса на Всемирном фестивале молодежи и студентов А. Корнеев. 

В том же году она побывала в концертном зале им. П.И. Чайковского на вечере органной музыка и наслаждалась произведениями Баха в исполнении Лауреата Национальной премии и премии И.-С. Баха профессора  А. Веберзинке (ГДР).

Программы музыкальных концертов из личного архива Благининой рассказывают, что на протяжении трех десятилетий она слушала творения великого Баха, бывая на концертах Государственного симфонического оркестра Союза ССР, Государственного симфонического оркестра  ГДР (Берлин),  Кёльнского камерного оркестра (ФРГ), Хора и Камерного оркестра под упр. Роберта Шоу (США), Государственного Академического хора Латвийской  ССР и проч., а также на концертах Г. Фишингера (ФРГ), Р. Уусвяли,  Г. Шеринга, Г. Гродберга, А. Бахчиева и других выдающихся мастеров.

О музыкальных пристрастиях Благининой можно составить мнение, познакомившись с программами концертов, которые она посетила. Мы находим в них имена практически всех представителей западной музыкальной культуры: Моцарта, Гайдна, Шопена, Шуберта, Вивальди, Дебюсси, Генделя и так далее; имена русских знаменитых композиторов: Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Скрябина, Стравинского и других.

По сохранившимся в архиве Благининой программам можно судить о музыкальной жизни столицы в 1950-е – 1970-е годы, о культурных связях русского музыкального сообщества с другими странами.

Так, например, в мае 1963 года принял приглашение приехать в Москву и выступить в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра Союза ССР сэр Малькольм Сарджент, главный дирижер симфонического оркестра Британской Радиовещательной компании (Би Би Си). Состоялось два концерта с его участием; произведения Э. Эльгара, П.И. Чайковского, Л. ван Бетховена прозвучали в Большом зале консерватории и в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Не может не вызвать интерес состоявшийся в том же году в Москве и Ленинграде Фестиваль английского музыкального искусства. Русские меломаны получили возможность услышать сочинения выдающихся английских композиторов: Бенджамина Бриттена, Густава Холста, Генри Перселла.

Изучая полученные программы, мы сталкиваемся с любопытной деталью: значительная их часть снабжена приложениями – отпечатанной на отдельных листках информацией об исполняемых произведениях и их авторах. Этим оказывалась значительная помощь недостаточно осведомленным и подготовленным  слушателям. Вероятно, Благинина хранила такую информацию как важный для неё источник знания.

Полученные в настоящее время программы концертов – это существенное дополнение к собранным ею и уже находящимся в музее виниловым пластинкам, которые она слушала на протяжении многих лет.

 

[1] Благинина Е.А. Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2015. С. 185.

[2] Персимфанс – сокращенное название Первого симфонического ансамбля без дирижера. Исполнение музыкантов этого ансамбля отличалось большой виртуозностью и яркостью звучания.

[3] Там же. С. 168.

[4] Там же. С. 269.

[5] Там же. С. 259.