ОРЕЛ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА.  Дом мещан Трепловых

ОРЕЛ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА. Дом мещан Трепловых

Старинные улицы бывшей Пушкарной слободы дали Леониду Николаевичу Андрееву богатый и самобытный материал для творчества. Можно сказать, что писатель вырос среди своих будущих героев.

В рассказе «Алеша-дурачок» гимназист начальных классов, в котором мы легко узнаем самого автора, впервые встречается с несправедливостью и становится на защиту местного юродивого, живущего из милости «у известной всей Пушкарной Акулины, которая посылает его собирать копеечки…».

На улице 2-я Пушкарная в доме № 35, который сохранился до нашего времени, действительно жила некая Акилина Петровна Треплова со своим мужем Никитой Даниловичем. Эта семейная пара была настолько яркой и своеобразной, что писатель решил оставить героям их подлинные имена и фамилию.

В детские годы Андреев был убежден «что нет на свете более носатой, более высокой, более сильной, более страшной и громогласной женщины, чем Акулина». И когда «по каким-либо обстоятельствам» нужно было представить в своем воображении ведьму, маленький Леонид «удовлетворялся представлением Акулины, останавливаясь перед одним лишь вопросом: каково же должно быть помело, на котором она летает?».

Супруг же Акулины, господин Треплов, будучи «по профессии более алкоголик, чем штукатур», периодически собирался «ремонтировать свой замок, с каковой целью поочередно вынимал каждую стенку и вставлял хворостиновую. Но так как различные сложные обязанности, связанные с его профессиями, не позволяли отдавать ему много времени этому занятию, то домишко по целым неделям стоял без одной какой-нибудь стены. Особенно интересный вид представлял собой  »кадетский корпус», когда была вынута стенка на улицу, и прохожие имели полную возможность наблюдать за течением семейной жизни г.г. Трепловых».

Дом Трепловых выглядел очень непривычно даже среди хибарок «пушкарей». Не случайно местные жители прозвали его «кадетский корпус». В рассказе «Алеша-дурачок» Андреев пишет: «Что хотели сказать этим пушкари, давшие это прозвище, для меня положительная тайна. Быть может, покосившаяся набок крыша, весьма отдаленно напоминавшая надетую набекрень фуражку, что, как известно, составляет отличие военного звания, дала повод к этому названию, — но кто разберется в тайниках народного духа?».

Никита Данилович Треплов умер в апреле 1897 года в возрасте 70-ти лет «от старости». Акулина (Акилина) Петровна умерла через 2 года после мужа в возрасте 65 лет «от удушья», как было написано в архивных документах. В 50-60-е годы ХХ века в доме уже жили праправнуки Никиты и Акулины Трепловых со своими семьями. Скорее всего, именно они и сделали каменные пристройки к дому. 

Ниже представлены фотографии из семейного архива Анны Васильевны  Деулиной (ур. Каплиной), которая родилась и провела свои детские годы на 2-й Пушкарной улице в доме № 33. Ее семья жила по-соседству с Трепловыми.  Фотографии были сделаны во дворе дома Трепловых.

В 1990-х годах сотрудники Дома-музея Леонида Андреева  организовали большой праздник. Вместе с писателем вспоминали не только героев его произведений, но и жителей Пушкарных улиц, которые послужили прототипами для рассказов Андреева. На домах вывешивали таблички: «Доктор Болховитин», «Сапожник Яковлев» и др.. В суете была допущена ошибка и табличка «Штукатур Треплов» оказалась не на своем месте. К музейщикам подошел обиженный праправнук штукатура  и  потребовал исправить недоразумение. С тех пор сотрудники называли его не иначе как «господин Треплов» и вспоминали, что он довольно часто приходил, садился на ступени крылечка андреевского дома и что-то бубнил себе под нос (вероятно, ругал Андреева). Посидев какое-то время, не заходя в дом,  уходил. При этом почти всегда оставлял свою обувь у крыльца, забирали ее уже младшие Трепловы.

Потомки Трепловых жили в доме на 2-й Пушкарной вплоть до 2009 года. В настоящее время здесь никто не живет, и дом представляет собой довольно плачевное зрелище. Входная дверь все также относится «к категории тех дверей, которые Митрофанушка называл прилагательными»»,  а покосившаяся набок крыша и сейчас напоминает «надетую набекрень фуражку».