ОРЕЛ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА. Дом унтер-офицера Е.В. Лясковского

ОРЕЛ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА. Дом унтер-офицера Е.В. Лясковского

Колоритные фигуры жителей Пушкарных улиц часто служили прототипами для героев рассказов Леонида Андреева. Одной из таких фигур стал унтер-офицер Ерофей Васильевич Лясковский (Лесковский), проживавший со своей семьей по-соседству с Андреевыми. В областном архиве хранится отчет городового «бляха №32» Лясковского Е.В. об осмотре лавок и питейных заведений, расположенных на его участке. Именно Ерофей Васильевич и послужил прототипом главного героя рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» — Бергамотова Ивана Акиндиныча.

Давайте поближе с ним познакомимся: «По своей внешности “Баргамот“, скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон.

<…> Маленькая, покосившаяся хибарка, в которой обитал Барагамот с женой и двумя детишками <…> с трудом вмещала его грузное тело, трясясь от дряхлости и страха за свое существование, когда Баргамот ворочался».

Ерофей Васильевич Лясковский, как и главный герой рассказа, получивший прозвище «Баргамот», «составлял на полицейском горизонте видную фигуру» и держал в страхе не только местных дебоширов, но и публику подостойнее. В рассказе Леонида Андреева «Меркулов» мы опять встречаемся с этим героем: «<…> И сам представитель законной власти, монументальный городовой Баргамот, величаво бездействовавший, стоявший, заложив руки, смотрел на Меркулова с снисходительным одобрением: после него Меркулов был самым сильным человеком на Пушкарной».

Сохранился проект на постройку нового деревянного дома унтер-офицеру Лясковскому Е.В.. Этот дом (ул. 2-я Пушкарная, № 54) в настоящее время немного изменил свой облик: исчезли резные наличники, появилась пристройка, часть дома обложили кирпичом, а часть обшили сайдингом. Новый дом строился в связи с увеличением семейства. Дети подросли, обзавелись семьями.

Один из сыновей Ерофея Васильевича, Семен Ерофеевич, стал известным фотографом в городе. Его фотоателье располагалось на улице Болховской в доме Мартынова. На месте этого дома, уже в наше время, был построен торговый центр «Малиновая вода». С середины XIX века в доме на Болховской квартировали различные фотоателье. В 1892 году дом перешел в собственность семьи Мартыновых. Самые знаменитые орловские фотографы (сначала Вареник и Владимиров, а позднее Лясковский) арендовали этот дом для своих фотоателье. Во дворе, для лучшего освещения, была сделана специальная пристройка со стеклянными стенами. Именно в таких фотоателье в конце XIX — начале ХХ века и было сделано большинство фотографий.

В свое время, Сергей Ерофеевич был «удостоен ВЫСОЧАЙШЕЙ награды ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО Высочества Великого Князя МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА», что и было отражено на обратной стороне его фоторабот. На Троицком кладбище можно увидеть место захоронения С.Е. Лясковского.

Другой сын, Иван Ерофеевич, всю жизнь прожил в отцовском доме на улице 2-я Пушкарная. У него была большая и дружная семья. Сохранилась  фотография 1930-х годов, на которой представлена практически вся семья: Надежда Ивановна и Иван Ерофеевич Лясковские в окружении детей и внуков.

Благодаря произведениям Леонида Андреева Лясковские навсегда вошли в историю нашего города.