Открытые письма.

Открытые письма.

Открытые письма.

В коллекции ОГЛМТ И.С. Тургенева в фонде писателя И.Ф. Каллиникова есть удивительная серия почтовых открыток. Это открытки с рисунками русского художника Сергея Сергеевича Соломко петербургского издательства «Ришар» и 2 редких экземпляра издательства А. Фельтена.

Соперники (Издательство А. Фельтена СПб)

В истории русского изобразительного искусства творчество Соломко остаётся почти не исследованным. О его деятельности мы можем судить в основном из дореволюционных открытых писем (открыток).

Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883—1887 годах, затем стал вольнослушателем Императорской академии художеств в Санкт-Петебурге.

.

Сергей Сергеевич Соломко

В конце 1880-х гг. начал сотрудничать с художественными журналами в качестве иллюстратора. Первые известные его работы в этой области были опубликованы в 1888 г. в журнале «Север». Одновременно начал сотрудничать с журналом «Нива». Сергей Соломко наряду с Елизаветой Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации. Их рисунки и акварели часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Рисовал для журналов «Мир искусства», «Шут» и других.

Он выполнил для издательства А. С. Суворина иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Каменный гость» ,«Утопленник», «Сказка о царе Салтане», «Бахчисарайский фонтан»), А. П. Чехова («Каштанка»), а также к книгам «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Еще одним видом художественных работ составляли зарисовки театральных постановок, афиши.

1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже. В 1903 году исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.

Начало XX века -это рассвет неорусского стиля, свободно интерпретировавшего русские народные мотивы в искусстве. Принято считать, что начало неорусского стиля положено в Абрамцеве под Москвой, в художественном кружке С.И. Мамонтова. «Мода» на всё русское проникает и во дворцы. Именно в этом стиле, отдавая дань уважения правлению царя Алексея Михайловича, был устроен знаменитый костюмированный бал 1903 года.

  До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось название «Бал 1903 года», остается самым известными зрелищным праздником в Санкт-Петербурге времён царствования Николая II. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Николай II был одет в костюм царя (выходное платье царя Алексея Михайловича), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII века:  дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры — в костюмы стрельцов или сокольничих. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко, с привлечением консультантов. Современники отмечали огромное количество драгоценностей и уникальных предметов одежды. Это был последний большой придворный бал в истории империи.

Елизавета Фёдоровна Романова на балу 1903 года

С 1910 года художник постоянно жил в Париже. В это время С.С. Соломко написал акварели, воспроизводившиеся на открытых письмах издательств «Ришар» и А. Ф. Фельтена , Лапина ; иллюстрировал книги, продолжал активно участвовать в художественной жизни России.

Петербургское издательство Ришар выпускало практически все категории открытых писем: оригинальных и репродуктивных открыток, фотопортретов артистов петербургских театров, типов, городских видов, интерьеров Императорского Эрмитажа и большой серии, посвященной событиям Русско-японской войны.

Следует сказать, что уже в 1894 году Министерство внутренних дел разрешило выпуск бланков открытых писем частным издателям и в таких открытках одна сторона отводилась для написания адреса, а на другой помещалась художественная репродукция. Бланки открыток должны были быть строго определённого размера 9×14 см

Привет

Существовали довольно строгие правила относительно написания. Так на оборотной стороне первых иллюстрированных открыток была надпись: «на этой стороне пишется только адрес» и места для написания было относительно немного. Однако уже в 1904 году были разрешены открытки с разделительной полосой : левая часть предназначалась для письма, а правая для адреса, марки, почтового штемпеля. Открытки без разделительной полосы имели хождение ещё несколько лет.

Встреча

В коллекции изобразительного фонда музея находится на хранении 40 открыток, выполненных в технике хромолитографии. Можно сказать, что все они были изданы после 1905 года, так как на оборотной стороне бланка отведено место и для адреса, и для письма. Также в верхнем левом углу можно увидеть эмблему издательства «Ришар». Часть открыток напечатана в известной типографии «Голике Р. и Вильборг А. ».

Эмблема издательства «Ришар»

С.С. Соломко рисовал сценки из старорусского быта с изящными и красочными костюмами допетровской эпохи, со сказочной архитектурой, вдохновляясь городскими пейзажами Пскова и Нижнего Новгорода. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся ситуацией и отдавая дань модным тенденциям того времени. Это сделало его работы понятными и любимыми у обывателей. Сюжеты зачастую комичны («Свидание», «Встреча», «Гнездо», «Друзья»). Сказочный мир также представлен в его работах. Это открытки «Колдунья», «Сказка», «Русалка».

«Колдунья» «Гнездо»

Сергей Соломко большое внимание уделил деталям: элементы костюмов проработаны художником до мельчайших подробностей, а ракурсы, выбранные для персонажей, зачастую являются преувеличенными и показаны в шутливой манере.

Друзья Светлячок

Сергей Сергеевич Соломко умер во Франции в Русском доме Сент-Женевьев-де- Буа в 1928 году и похоронен на местном кладбище. Безусловно, можно сказать, что Сергей Соломко являлся ярким представителем «Золотого века» открыток, им были созданы маленькие шедевры дарящие радость. Бережное отношение к ним владельца, аккуратное хранение позволяет нам и сегодня любоваться подобными атрибутами жизни России начала XX века.

Кузнецова Е.А. – научный сотрудник отдела фондов