П. Проскурин. Роман «Число зверя» как политический детектив

П. Проскурин. Роман «Число зверя» как политический детектив

Наши орловские писатели нашли выражение своего таланта в очень разных жанрах. Поэмы, элегии, романсы, эпитафии, мадригалы, проза и журналистика – все это далеко не полный список их творений. А такие писатели как Л. Овалов и П. Проскурин продолжили и традиции мастеров детективного жанра.

Что представляет собой привычный и любимый всеми детектив?

Свое начало жанр детектива, а именно им и является «Число зверя» П. Л. Проскурина, берет в практике судебно-криминальной хроники. Как правило, детектив имеет характерную структуру (преступление-расследование-разгадка), очень знакомое нам по произведениям Агаты Кристи.

В основе развития этого жанра лежит, с одной стороны, принцип соблюдения устоявшейся формы, с другой – принцип привнесения нового в традиционную условную схему. Но, как отметил один литератор, «современные детективные жанры подобны кроне раскидистого дерева с множеством ветвей».

Действительно это так, потому что «Литература – явление парадоксальное, поскольку сотворение литературного произведения – это одновременно обращение к устоявшимся формулам… и преодоление границ, выход за их пределы». (Дж. Каллер).

Из беседы в приемной.

«Академик подался вперед. 

– Да, я никогда не скрывал и скрывать не намерен, что я – русский, патриот своей земли, ревнитель и почитатель прошлого своего народа, у меня имеется достаточно доказательств о его великом и достойном прошлом. И вот вам новость – Крым, многократно политая русской кровью земля, передаётся в состав Украины. Совершается самоубийственный для всей России, да и для самой Украины, акт, только безумный мог его совершить. Это преступление против всего русского народа, как известно, живущего издревле и на Украине, продолжение порочной и преступной политики расчленения России после большевистской революции. Я сразу же написал еще тогда о своем мнении во все, как говорится, высшие инстанции, вплоть до самого Никиты Сергеевича, вот только ответа так и не дождался. И что же? Годы идут, Хрущева уже несколько лет как сместили, вполне правильно сделали… Но хотя бы кто то попытался исправить чудовищную историческую нелепость. Я хочу, уважаемый Михаил Андреевич, умереть с чистой совестью, я должен довести свое мнение до людей хотя бы таким способом, устно, лекциями…

Слушавший с усиливающимся вниманием хозяин кабинета почувствовал, что пора отреагировать, – он не мог быть в полной уверенности, что весьма и весьма опасные слова и мысли именитого гостя не накручиваются на какую либо бессмертную катушку, чтобы затем в критический момент всплыть на поверхность где-нибудь в Тель-Авиве, Нью-Йорке или Лондоне и перевернуть вверх тормашками чью-то, даже очень высокую судьбу».

Очень кстати принесли чай в серебряных подстаканниках, сахар, нарезанный лимон, постные сухарики и крендельки, обсыпанные маком. Пока пожилая женщина, просто и скромно одетая, молчаливо расстилала салфетки и устраивала стол, в приоткрытой двери показался все тот же чернявый помощник и тут же, по взгляду хозяина понявший, что в нем нет пока надобности, удалился».

Проскурин пишет роман «Число зверя» уже в постсоветское время, это первая книга, правдиво раскрывающая изнанку кремлёвской, ее быт и нравы околокремлёвских кругов.

В центре сюжета здесь – романтическая история отношений Генерального секретаря ЦК КПСС и известной актрисы. Страсть, интрига, роскошь, драгоценная брошь с 39 бриллиантами и изумрудом также присутствуют в повествовании.

А известный орловский литературовед  Е. А. Михеичева отмечала, что от «приверженностей к будням», П. Л. Проскурин обратился к выявлению связующих нитей «земного и иррационального». Писатель сам обозначил в русской литературе два направления, два «крыла» – «фактографическое» и «литературу предчувствия». Последняя – «берет своё начало в русской классике, начиная со «Слова о полку Игореве»», а далее – в творчестве Лермонтова, Пушкина, Толстого. Именно к этому «крылу» и относится последний роман П. Л. Проскурина «Число зверя».

Роман-детектив.  Роман-политика. Роман-предчувствие.