ПО  СЛЕДАМ  ГЕРОЕВ  ТУРГЕНЕВА

ПО  СЛЕДАМ  ГЕРОЕВ  ТУРГЕНЕВА

И.Л.Золотарёв

 

ПО  СЛЕДАМ  ГЕРОЕВ  ТУРГЕНЕВА

//  Тургеневский ежегодник  2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013

 

Книге «Родине поклонитесь» Людмилы Николаевны Ивановой исполняется двадцать лет. Этот юбилей счастливо совпадает со 160-летием «Записок охотника» И.С.Тургенева. Книга писателя-современника посвящена потомкам тургеневских героев, она остаётся актуальной и востребованной, интересной людям всех возрастов, в том числе и молодым. Это книга о нашей Родине, о нашем великом соотечественнике И.С.Тургеневе, о людях, которые жили и живут в Спасском-Лутовинове и окрест. Книга представляет большую ценность благодаря богатому материалу, представленному в ней, документам, относящимся к отмене крепостного права в России.

В 2011 году общественность отмечала это событие. В Париже А.Я.Звигильский проводил в Сорбонне международную конференцию, посвящённую реформе, вклад в которую И.С.Тургенева общеизвестен. Рецензируемая книга может быть достойным экспонатом, иллюстрирующим ту эпоху с позиции нашего времени. И.С.Тургенев не только описывал крестьян в своих произведениях, он принимал непосредственное участие в их жизни, помогал в обустройстве после отмены крепостного права, потому что сам закон был только анонсом, а проведение его в жизнь требовало сил и времени. Безграмотные крестьяне нуждались и в совете, и в помощи, и в защите. Архивные документы, опубликованные в книге, подтверждают участие и заинтересованность писателя в улучшении жизни крестьян. Он сообщал С.А.Венгерову, что отпустил всех дворовых на волю, других крестьян перевел на оброк1. Это произошло ещё в 1850 году, когда скончалась его мать. Тургенев лично обращался во все инстанции во время затяжного конфликта крестьян с кулаком Жикиным, тяжба из-за земли тянулась годы2. Тургенев, разуверившись в справедливости чиновников, даже узнав о хорошем исходе дела, всё ещё сомневался, что удалось победить эту «бестию». Влияние писателей И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого на крестьян, благодаря их гуманному отношению к ним, было огромным. Крестьяне знали и терпели все капризы жестоких хозяев, но они общались и с просвещёнными, высоконравственными личностями, с писателями-гуманистами, от которых получали настоящие уроки нравственности. В документах Л.Н.Толстого есть упоминания о том, что он неоднократно бывал в деревне Губаревке, где спасал крестьян от голодной смерти. Он открыл десять столовых на пятьсот человек, прибавил ещё двести человек, и люди в неурожайный год были спасены.

Услышав историю о спасении крестьян, жительница этой деревни Екатерина Андреевна Тарасова-Овсянникова сказала: «И про наши Губаревки тоже, значить, написал <…>. Да, всё правда: голодные деревни-то ети всегда были…»3. «Крепостными» по сути, крестьяне перестали быть в шестидесятые годы XX века, когда получили паспорта и поехали в город за лучшей жизнью. Тогда и начался исход сельских жителей в города. Это процесс общемировой, о чём веком раньше Мопассан писал в своих новеллах («В полях» и др.). Деревни пропадают у нас и по сей день, в этом году снова немало их исчезло с карты Орловщины. Но можно думать, что начался, наконец, процесс формирования фермерства, которому тоже понадобятся десятки лет. Вокруг фермерских центров с необходимой инфраструктурой может появиться новый тип деревень, скорее городков, куда будут вести дороги, где будут нормальные условия для жизни, куда поедут и молодые, где могут возникнуть дачные посёлки, фермеры смогут снабжать людей необходимыми продуктами. А пока нам остаётся только с жалостью вспоминать утраченные «райские» уголки, особенно во Мценском районе (жемчужине Орловщины).

В книге писатель ведёт нас по местам вокруг Спасского-Лутовинова, дорогого сердцу русского человека, особенно уроженца Орловской области. Мы видим родные пейзажи с холмами и перелесками, речками и прудами, лугами и косогорами. То, о чём и как пишет автор, заложено в нашей генетической памяти. Герои очерков из книги «Родине поклонитесь» – это русские люди, потомки крестьян, живших на мценской земле. Автор пишет о деревне Голоплёки и её обитателях. В основном деревню населяли однодворцы, свободные крестьяне, отличавшиеся от крепостных. Большое внимание уделяется семье однодворцев Овсянниковых, чей предок был героем одного из рассказов И.С.Тургенева. Ещё Тургенев заметил у главы рода Овсянниковых степенность, чувство собственного достоинства, трудолюбие, справедливость. Петр Овсянников не побоялся даже подать в суд на помещика, захватившего часть его земли. Однодворец понимал, что у него практически не было шансов выиграть, но он обращается в суд, чтобы защитить свои права на землю, своё человеческое достоинство.

В одном из домов деревни автор встретила Авенира Ивановича Овсянникова и сразу подумала о персонаже Тургенева, учителе с таким же именем. Разговорившись, Людмила Николаевна узнала, что он окончил педучилище, что отец его был тоже учителем, который «страстно любил и хорошо понимал Тургенева, многие из произведений его знал наизусть, до конца дней своих преклонялся перед гением этого великого таланта <…> мечтал он, чтобы сын его стал учителем, как он сам и, стало быть, как тот тургеневский Авенир»4. Даже один этот пример наглядно показывает нам и традиции семьи, и связь поколений, и семейные черты характера, передаваемые по наследству.

Очерк «Баба Груня» — это гимн человеческому духу, русской песне, сила и радость которой помогают жить. Когда Людмила Николаевна встретила бабу Груню, той уже было за восемьдесят. Она из Голоплёк, но живет в посёлке и уже не может дойти до своей деревни. У неё ещё замечательная память (человек жив, пока у него есть память), она без устали поёт, ей это в радость. Она говорит о себе: «А-а, дочка, етово у меня сколь хошь. В деревне-то своей я всегда первая была, задира, запевала… Нигде без меня-то не обходилося, что вечорка, что свадьба»5.

Конечно, жизнь людей преклонного возраста в деревнях, забытых Богом, — это большая проблема. И хорошо, что автор её ставит. Людмила Николаевна пыталась и сама помочь тургеневским женщинам в прямом смысле этого слова. В очерке о сёстрах Фёдоровых она пишет, что обратилась за помощью к одной молодой начальнице, а та ей ответила, что они, дескать, лодыри. Одной из сестёр было в то время девяносто, а другой сестре чуть меньше. В другой раз, когда автор посетила бабу Груню в холодное время года, она нашла старушку в помещении без дров, без продуктов. А ведь баба Груня была не в пустыне, в посёлке есть люди. Все женщины, о которых мы читаем в книге, с трудными судьбами, они видели войну, пережили послевоенную разруху. Вынесли всё на своих плечах, их держала родная земля, любовь к родному краю. Вот как говорит о свей деревне Ольга Петровна Борзёнкова: «Краше всех были наши две: Борзёнки да Шаламово. Да ещё Голоплёки были ничего… Но наши-то, как игрушки! Все в садах, дома каменные, крепкие, народ чистый, красивай…»6

А вот рассказ о своей жизни ещё одной тургеневской женщины, крестьянки из деревни Губарево, Екатерины Андреевны Тарасовой-Овсянниковой. «Мы детство свое провели плохое. <…> Детей было четверо: я старшая. Учиться мне, считай, не пришлося… Война ещё была. <…> Две зимы жили в землянке… Побиралися. <…> Что пережили, никто не поверить. А строиться, наверное, стали в 45 году. Когда разбирали окопы и на себе брёвна носили с мамой, с братом. А построил какой-то мужчина, мама отдала ему тёплую одеялку. А сени строили сами с Виктором. Избу построили четыре на четыре. Какие мы на себе брёвна носили! 15 и 17 лет, а таскали большие. <…> На быках пахали, сеяли вручную кое-как. Косили сами крюками, чем рожь-то косють. И не емши, руки – ну что мясо становилися, дрожали. <…> Жили всегда трудно: работа да работа, дома да в колхозе»7. Сколько надо было иметь мужества, какую силу духа, чтобы вынести всё, выжить, дожить до глубокой старости. Это же подвиг русских женщин,  тургеневских женщин. Спасибо автору этой книги, что она показала нам всё это. В этом же очерке «Рассказ крестьянки» Людмила Николаевна пишет, как ей нравится речь крестьян, в частности, как говорят Тарасовы: «Слушать то, как говорят Тарасовы, одно удовольствие. Сегодня этого с абсолютной точностью не смог бы воспроизвести ни один из ныне навещающих родные места уроженцев Голоплёк или другой деревни, расположенной по соседству, разве только баба Груня… Хотя родом Тарасовы всего лишь из соседней деревни Губарево.

Сколько раз, слушая их, я с глубоким сожалением и грустью думала о том, что когда-нибудь да уйдёт из жизни и наше поколение. И никогда больше не услышат люди этого мягкого и задушевного, словно песня, исходящая из самого сердца, доверительного и удивительно складного, колоритного, изобретённого лишь этими людьми и только в их родной стороне, такого необычайного и неповторимого сельского орловско-тульского говора…»8. Как видим, испокон и до наших дней нашим классикам было на что опираться, у кого учиться народной речи, чтобы обогащать наш великий и могучий, родной русский язык.

Интересны наблюдения писателя, сделанные в результате общения с людьми, а также подтверждённые документами, о различии потомков крепостных крестьян и потомков «исконных однодворческих деревень с их традиционной культурой»9. Однодворцы, по словам автора, более сдержанны, осторожны в общении с незнакомыми людьми, более вдумчивы. Потомки крепостных крестьян – более открытые, охотно общаются с каждым новым человеком, гостеприимны, с готовностью рассказывают о себе, но в дом пригласить стесняются, сетуя на то, что у них не больно хорошо.

И.С.Тургенев любил крестьян и увековечил память о них, сделав их героями своих произведений. К однодворцам у него было особое отношение и большое уважение, он считал их степенными, дельными. До последних дней И.С.Тургенев, будучи больным, понимая, что он больше не приедет на родину, интересовался делами крестьян, переживал, что лето 1882 года выдалось очень жарким. Град сильно повредил поля каленских крестьян. Он сетовал, что со стихией невозможно бороться. У Тургенева были особенные отношения с каленскими крестьянами, он помог им выиграть процесс у кулака Жикина. Во время реформы Тургенев сделал всё, чтобы облегчить крестьянам вступление в новую жизнь. И крестьяне платили ему тем же. Узнав о смерти своего великого земляка, они послали в журнал «Вестник Европы», с которым И.С.Тургенев был связан долгие годы, телеграмму о том, что спасские и каленские крестьяне отслужили заупокойную обедню и панихиду. С Н.А.Щепкиным они отправили в Петербург «венок в сто рублей». 27 сентября 1883 года петербуржцы и 200 делегаций со всех уголков России шли к Волкову кладбищу, провожая в последний путь великого русского писателя. За гробом несли множество венков, первым из которых был от земляков – спасских и каленских крестьян.

В год юбилея книги «Родине поклонитесь» хочется снова представить её читателям. В ней много интересной информации, она написана хорошим русским языком, это книга-память о нашем великом писателе И.С.Тургеневе, о людях, которые здесь жили и живут. Книга написана с любовью, с верой в человека, в его будущее, которое будет лучше, мы сумеем сделать его лучше, ведь, как писал Тургенев, «мы – народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в своё будущее».

 

 

Примечания.

 

В статье сохранены лексика и орфография персонажей из книги Л.Н.Ивановой «Родине поклонитесь». М.: Машиностроение, 1993. 240с.

  1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Т.Ч. М.-Л., 1965. С.256-257.
  2. См.: Иванова Л.Н. Тургенев и жикинское дело //И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С.202-216. Материалы «жикинского» дела легли в основу пьесы Л.Н.Ивановой «Однажды раннею весной», опубликованной в настоящем издании за 2008-2009 г.г.
  3. Иванова Л.Н. Родине поклонитесь. М.: Машиностроение, 1993. С.25.
  4. Там же. С.32.
  5. Там же. С.53.
  6. Там же. С.81.
  7. Там же. С.66.
  8. Там же. С.58.
  9. Там же. С.83.