Путешествуйте с Лесковым!

Путешествуйте с Лесковым!

Рига (Латвия).
В 1863 г. Лесков по поручению министра народного просвещения А.В. Головина предпринял поездку в города Псков и Рига к местным старообрядцам в связи с вопросом о старообрядческих школах. Специальные старообрядческие школы, ранее существовавшие легально, в царствование Николая I – период наиболее жестоких гонений на «старую веру» — были запрещены, хотя кое-где продолжали существовать подпольно. В период либеральных реформ при Александре II вновь поднимается вопрос о легализации старообрядческих училищ. Первоначально обследования старообрядческих общин были достаточно широки (от Твери до Тюмени). Однако из-за недостатка средств, которыми располагало министерство народного просвещения, поездка была ограничена лишь Псковом и Ригой. Итогом этого путешествия и стала обстоятельная записка «О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам», явившаяся, по сути, деловым документом. Хотя писатель довольно скептически относится к самому старообрядческому вероучению, считая его следствием недостаточной образованности, однако он резко выступает против любых ограничений гражданских прав, которым подвергались последователи «старой веры». Рижская старообрядческая община всегда по праву занимала одно из ведущих мест среди беспоповских общин и пользовалась широкой известностью. Записка Лескова сыграла положительную роль. В 1873 году после сорокалетнего перерыва вновь была открыта старообрядческая школа при Гребенщековской богодельне.
Не задолго до приезда Лескова, рижской общине было отказано в учреждении школы, при том, что сами староверы собрали внушительную сумму денег для её содержания. «Я приехал в Ригу в дни высшего сетования на этот отказ. Раскольники были не только огорчены, но и рассержены. <…> В канцелярии генерал-губернатора я занимался выписками. Все мои столкновения с официальными лицами с первого шага в Ригу прошли прекрасно и не изменялись до самого выезда оттуда». Однако, чтобы влиться в раскольничью общину всего этого было недостаточно. Тогда Лесков высказал желание переехать из города на русский форштат. Постепенно он знакомися с раскольниками, однако «Я видел, что мне не верят, не понимают моей миссии, что такая цель странна для людей, привыкших к шпионам. Я всё терпел покойно и давал щупать себя, как хотели, отвечая на всё прямо и откровенно, не прикидываясь ни либералом, ни правительственным агентом. Правда взяла своё. Наконец меня перевезли на Московский форштат, в дом эконома Ионы Федотовича Тузова. Я не дал заметить, что понимаю свой почётный арест, и поселился жить под полицейским надзором моего хозяина». Так Лесков прожил около 2-х месяцев. «С «отцами духовными» я тоже сошелся и заслужил у них мнение, довольно выгодное для меня, «еретика-нововера» и ещё «табачника». Но шли дни с жирными обедами и задушевными беседами, а я узнавал очень мало. <…> Всё шло отлично, но главное – потаенных школ и секретных учебников я всё-таки не видел. «Погоди» да «с летам узнаешь», — отвечали мне на мои расспросы. Зная раскольничьи нравы, я не настаивал и не напрашивался, а в последних числах июля стал говорить об отъезде. Таким образом, исключалась возможность познакомить меня со школами «с летам», а нужно было сделать это немедленно или уже совсем не делать». Лескова всё-таки отвели в школу. «Получив доступ в секретную школу, я перестал говорить об обратной поездке и, отложив её, остался в Риге ещё на две недели».
Несмотря на то, что Лесков провел в Риге довольно много времени, он не описывает сам город. Следует отметить, что Старый город в историческом центре Риги был и остается очень колоритным. Узенькие улочки, булыжные мостовые и дома, начиная с 16 века, помогают мысленно перенестись на несколько столетий назад. Просто удивительно, что молодой журналист не оставил воспоминаний об этом чудесном городе, видимо, был очень сосредоточен на своем журналистском расследовании. Ну, а мы с вами можем примерно понять, что видел Лесков в Риге по современным фотографиям.
На фотографиях:
1. Домский собор – главный храм Риги, является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Основан собор был в 1211 году как резиденция для основателя Риги — священника Альберта. Строительство длилось очень долго, лишь к 1270 году удалось завершить собор в общих чертах. В 1547 году собор охватил пожар, в результате чего оригинальное убранство церкви было утеряно. Строительство продолжалось, и вместо двух запланированных башен была построена только она по центру фасада. Из-за частых ремонтов, в 1766 году деревянный шпиль сменили невысоким куполообразным завершением башни с петушком.
2. Дом Черноголовых. Он был построен в XIV веке гильдией ремесленников и назывался тогда Новый Дом. Странное название (Дом Черноголовых) закрепилось после того, как в 1477 году здание начала арендовать гильдия торговцев, ездивших в соседние и дальние страны за товарами. Изначально покровителем гильдии был Св. Георгий (покровитель рыцарей и воинов), но позже торговцы выбрали чернокожего Св. Маврикия (тоже покровителя рыцарей), отсюда гильдия получила название Гильдия Черноголовых, а здание – Дом Черноголовых.
3. Собор Святого Петра – старейшая церковь Риги. Первое упоминание собора относится к 1209 году. С 1408 по 1473 гг. собор реставрировался, перестраивалась его алтарная часть, и в эти же года собор приобрел башню-колокольню. В XVII веке собор украсили тремя порталами и готическим шпилем на башне.
4. Церковь Св. Иоанны. Церковь начала свою историю в 1234 году с небольшой деревянной часовенки. В XIII и XV веках уже каменная церковь Св. Иоанна была разрушена жителями города в рамках народного восстания. В начале XVI века церковь была отстроена заново с примечательным ступенчатым фронтоном.
5. Пороховая башня. Еще в XVII веке в стене башни застряло несколько пушечных ядер. С момента создания башни (с 1330-х годов) она постоянно подвергалась обстрелу, ее несколько раз отстраивали заново и переименовывали. Во времена Российской империи всю крепостную стену и другие 27 башен снесли, оставив Пороховую башню как музейный экспонат.
6. «Три брата» — комплекс сохранившихся средневековых домов Риги. У каждого из «братьев» есть свое имя. «Белый брат» самый старший, он был построен около 1490-го года. «Средний брат» был построен в 1646 году. «Зеленый брат» самый молодой и был построен в конце XVII века.
7-8. Улицы Старого города.
9-10. Московский форштадт. Московский форштадт известен с начала 17 века как район, где селились преимущественно русские купцы и ремесленники. Первоначально состоял из деревянных домов, которые подвергались сожжению и разорению всякий раз, когда неприятель подходил к городу (жители форштадта имели возможность укрыться за крепостной оборонительной стеной, опоясывавшей центр города). В течение нескольких столетий эта территория выполняла функцию торгово-ремесленнического складского комплекса.