«Старинные игры и забавы Пушкарных улиц»

«Старинные игры и забавы Пушкарных улиц»

Старинные игры и забавы Пушкарных улиц.

 Старинные русские игры и забавы имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На Руси и стар и млад, водили хороводы, пели песни, играли в горелки и лапту, состязались в ловкости, силе, сообразительности и смекалке.

В детские годы, как и все ребята, маленький Леня Андреев с увлечением играл в войну и солдатиков. Подрастая, он стал выделяться среди сверстников силой и ловкостью. Рассудительный и справедливый Леонид пользовался у своих друзей уважением и авторитетом. Летом, когда игры детей переносились на улицы бывшей Пушкарной слободы, он становился предводителем армии мальчишек – придумывались рыцарские костюмы с латами и шлемами, всякого рода оружие: пики, сабли, кинжалы – все, на что хватало фантазии.

Увлечение романами Фенимора Купера и Майн-Рида не прошло даром. Леонид вообразил себя вождем краснокожих. Однажды, он собрал ватагу мальчишек и девчонок, велел раздеться, вымазал всех глиной и вывалял в куриных перьях. Сказал, что белые близко: их надо застать врасплох и окружить. «Белые» мирно сидели в саду Андреевых в беседке, и пили чай. Двоюродная сестра Андреева, Зоя Пацковская, вспоминала: «… Леонид велел нам тихо подползать. Мы ползли, ползли, не дышали, боялись его ослушаться – что бы он ни велел, мы все беспрекословно исполняли. Окружили беседку. Наконец, Леонид с гиканьем бросается на гостей, и мы все за ним». В этот момент все гости от неожиданности сильно перепугались, а одна дама, бывшая в «интересном положении», даже упала в обморок от страха.

Но, кроме новых, только что придуманных забав, Леонид Андреев очень любил играть и в старинные народные игры. Почти все игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны. Испокон веков игры отражали отношения человека и природы, повседневные занятия и быт наших предков. Они были просты, понятны и не требовали специальных навыков и подготовки. Использовались обычные палки, камешки, веревочки, кости. Все это можно было найти в любой избе и в любом хозяйстве. Одна из таких игр — «Бирюльки».

Игра состоит из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие – вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок.

Одним из любимых развлечений ребят с Пушкарной улицы была игра «в бабки». Очень любил эту игру и Леонид Андреев. Племянник писателя Леонид Аркадьевич Андреев-Алексеевский вспоминал, что в период жизни на Черной речке (в Финляндии) Леонид Николаевич однажды вновь увлекся игрой «в бабки».

«Помнится, дядя как-то загорелся, вспомнил свое детство в Орле. Велел купить у Самойловой лодыжек. Дядя объяснил нам – детям – правила игры, попутно рассказывая об игре мальчишек в Орле. Требовалось большое искусство, чтобы правильно выбрать хорошую игровую биту – лодыжку, которой били по кону. Наиболее ценной являлась лодыжка, ложившаяся «плоцей», т.е. гладкой боковой стороной кверху; на втором месте был «жог» — средняя закругленная сторона, и на последнем – «ника» — ущербленная боковая сторона, или когда лодыжка ложилась вверх тормашками. Играющие, как объяснил дядя, бросали свои биты дальше или ближе от черты, кто как хотел, и потом били по кону с того места, куда упали их биты, сперва все «плоцы», начиная с дальней, потом «жоги» и, наконец, несчастные «ники». Сбитые лодыжки становились собственностью игрока. Нам передалось увлечение дяди, и какое-то время бабки стали нашей излюбленной игрой, в которой принимали участие и взрослые».    

          Издавна на Руси  любили добры-молодцы показать свою силу. Для этого устраивались «кулачные бои» или, как еще говорили в старину, бились «стенка на стенку».

Вот как описывает Леонид Андреев быт и нравы Пушкарных улиц в рассказе «Баргамот и Гараська»: «… сила же на Пушкарной улице была все. Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками…, все свои часы досуга Пушкарная посвящала гомерической драке, в которой принимали непосредственное участие жены, растрепанные, простоволосые, … и маленькие ребятишки, с восторгом взиравшие на отвагу тятек».               

Годы, проведенные в Орле на Пушкарных улицах, навсегда остались для Леонида Николаевича Андреева самыми счастливыми. Детские игры и забавы, веселые народные праздники и «гуляния» сохранились у него в памяти на долгие годы.

«… Вдали сады, немного крыш и церковные главы, то синие, то горящие золотом на солнце, и оттуда идет мягкий колокольный гул: это Орел и пасхальный звон. Войдешь с безлюдного поля на одну из окраинных улиц – что за веселье! Красные рубахи, говор, ребячий крик, перепуганные, но счастливые куры. Играют в лодыжки (бабки), где-то гармоника и совсем близко беспорядочный, но залихватски-веселый трезвон. Сапоги у меня пыльны и в ногах усталость, но так приятно быть путником среди разного, то одному быть в зеленеющем поле, то быстро проходить сквозь весенне-праздничное человечество».

Л. Андреев. Дневник. 3 мая 1918 г.