Свадебный поезд Орловской губернии. Сватовство или «малый пропой».

Свадебный поезд Орловской губернии. Сватовство или «малый пропой».

«Старинные свадьбы совершались единообразно во всех сословиях и отличались только богатством, так как везде были одноименные свадебные чины – и у княжеских, и у простых родов: тогда господствовала простота, и нарушать свадебный порядок считалось грехом. Небольшие отступления от невыполнения некоторых обыкновенный уже были предметом осуждения и нарекания. Вот почему наши древние свадьбы до начала XVIII в. были общие, народные», — свидетельствует выдающийся знаток культуры русского народа А.В. Терещенко.

Русский свадебный обряд имеет давнюю историю и предстает перед нами как яркое песенное действо, в котором каждый свадебный чин (жених, невеста, их родители, посаженые родители, сват, дружка, брат, подруги невесты, причитальщицы и пр.) хорошо знал свою роль. Летописи указывают на то, что вступление в брак начиналось со сватовства. Этот обычай был известен во всех слоях русского общества. Яркую картинку предварительного сватовства в Орловской губернии дал А.В. Терещенко: «Главное действующее лицо в продолжении всей свадьбы – старший сват. Он отправляется сватать невесту преимущественно между знакомыми ему девушками».

Сват, войдя в избу, молится сначала св. иконам, потом кланяется на все четыре стороны и спрашивает хозяина. Тот выходит и спрашивает: «Откуда Бог несет?» — «Из дальней сторонушки, дорогой мой соседушко. — Отвечает он. —  Мы нарочито сюда прибыли и, вестимо, не без дела». – «Просим милости», — отвечает хозяин, указывая ему место на лавке. «… Слыхать, есть у вас продажный товарец, дай вам Господь милосердный здоровья, а мы найдем на него купца». Хозяин, смекнув, в чем дело, говорит: «Дай Бог в добрый час». Он просит свата садиться не чинясь и, узнавши, от кого наряжен по делу, расспрашивает о здоровье стариков. «Старики-то и живы, и здоровы, семье твоей низко кланяются, себе сынка вырастили, а меня ему невесту искать выпросили». После этого сват спрашивает позволения приехать с поглядками, приговаривая: «Ведь у нас сторонушка православная, не басурманская; в ней не венчают молодых без погляду». Отец, изъявив согласие, угощает свата, и это называется «малый пропой».