Тайны одного письма.

Тайны одного письма.

Автор: Хранитель рукописно- документального фонда Л. Затуловская

 

(музейные фонды: поиски и находки).

 

       Воистину пути архивных открытий неисповедимы!

       В запасниках Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева, в фонде писателя — пушкиниста Ивана Алексеевича Новикова есть письмо с неустановленным авторством, написанное из Краснодара, куда, незадолго перед тем, как следует из содержания, писатель, приезжал собирать материалы для книги о сое. Здесь необходимо вспомнить, что И.А. Новиков в свое время окончил Петровскую, ныне Тимирязевскую академию и был по профессии агрономом. Наброски этой работы, кстати, тоже хранятся в архиве писателя.

    События письма относятся к 9 июня 1931 года. На конверте проставлен исходящий календарный почтовый штемпель: «Краснодар, 11.6.31». Так что письмо имеет почтенный возраст, ему, на минуточку,  89 лет ! Вернее сказать, это не одно, а два отдельных письма, написанные мужем и женой.

Авторы, как казалось на первый взгляд, ничего особенного не сообщали, — просто описывали свою жизнь, вспоминали хорошие минуты общения с адресатом в лице И.А. Новикова, жаловались на жару и засилье заседаний и отчетов, упоминали общих знакомых и их проблемы …  

Подписи под текстами, похоже, читаются как: «Г. Григор», «Н.Н. Григор»…

Сразу возникает вопрос: усеченные фамилии?

       На задней крышке конверта карандашом надпись И.А. Новикова «Поездка за соей»; на передней крыше приемная дочь писателя Марина Николаевна записала: «Подпись не разобрана. Поездка за соей».  

     Казалось бы – авторов никак не определить…

     Но письмо, написанное на пожелтевших от времени листах и вложенное в серый конверт не давало покоя! Но разве можно было предположить, что за этими, на первый взгляд такими обычными, почти бытовыми строками откроется целый пласт истории!

      К кому мог же мог ездить И.А.Новиков, и кто так тепло вспоминает о писателе, говоря о «неистребимой потребности» видеть его?

      Обращение к истории культурной жизни Краснодара 1920- 1930-х годов дало свои результаты. В 1931 году здесь жил и работал выдающийся географ, профессор Григорий Григорьевич Григор (1884-1960), тогда преподававший одновременно в нескольких институтах, в том числе в сельскохозяйственном. Он вполне мог помочь И.А. Новикову в вопросе по ознакомлению с агрономическими исследованиями по агротехнике сои. И очень возможно, что знакомство Григора и Новикова произошло задолго до краснодарской встречи.  В 1903 -1910 гг. Г.Г. Григор учился в Киевском университете  и не мог не знать об И.А. Новикове, который в то же самое время жил в Киеве, занимал пост секретаря  Киевского сельскохозяйственного общества, работал в редакции журнала «Земледелие», а также печатался в киевской периодике. Более того, в 1905 году за статью Ивана Алексеевича «Священники и черная сотня» была закрыта газета «Киевские новости», а его самого судили в киевской судебной палате.  

Поиски, связанные с Г.Г. Григором привели на сайт энциклопедии Томского университета, где ученый трудился  с 1938  года до конца своей жизни. Оказалось, что здесь выложены документы, написанные рукой Г.Г. Григора. И хотя временная разница между ними и письмом  в 12  лет, сходство почерка и подписи несомненно.[1]

        На этом же сайте оказалась фотография дома № 28 на бывшей Графской, ныне Советской улице, где проживал Г.Г. Григор со своей женой в Краснодаре. На яндекс картах при просмотре панорамы города Краснодара дом можно увидеть. Он сохранился по сей день, хотя находится в неважном состоянии[2].  

     Итак, авторы определились с достаточной долей вероятностью.

 Вернемся же к содержанию письма.

    И Г.Г. Григор, и его жена, Н.Н. Григор сообщают Ивану Алексеевичу о некоем  Ромуальде Казимировиче,  у которого «сейчас пасмурно на том месте, где раньше помещалась душа», а причиной тому — чистка его учреждения, и он переживает, за свою помощницу, которую снимают. Кто же такой Ромуальд Казимирович ? 

    В 1924 году в Кубанский советский художественный музей имени Луначарского пришел работать Ромуальд Казимирович  Войцик (1888-1958) – искусствовед,  легендарный директор, благодаря  которому Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, как он теперь называется, обладает сегодня богатейшей коллекцией картин,  в том числе художников – авангардистов. Именно благодаря  Р.К. Войцику в музее появились подлинники голландцев, Малевич с Кандинским и многое, многое другое.

Одно время оба они — и Г.Г. Григор,  и Р.К. Войцик — работали в Институте народного образования. Ромуальд Казимирович возглавлял кафедру литературоведения и с увлечением читал лекции по отечественной и зарубежной литературе, обширный цикл истории искусств. 13 ноября 1922 г. Государственным учёным советом Войцик был утверждён в звании профессора, что явилось признанием результатов его преподавательской и научной деятельности.  Профессор Г.Г. Григор  занимал в институте должности заведующего кафедрой физической географии, и.о. декана естественного отделения (1921–1934 гг.) и помощника директора (проректора) по учебной части.

        Ученые оставались коллегами до конца своего пребывания в Краснодаре. Г.Г. Григор имел непосредственное отношение к музейному делу. В 1922 –1930 гг.  он  заведовал окружным, а затем краевым отделом по делам музеев и охраны памятников искусств, старины, народного быта и природы Северо-Кавказского края. Фактически Григорий Григорьевич являлся руководителем 25 музеев края и Кавказского государственного заповедника, одним из его организаторов и первым директором.

      В течение трех лет после этого письма оба они были арестованы. Р.К. Войцик – в октябре 1933 года, Г.Г. Григор — в  январе 1934.  Им удалось выжить и продолжить научную работу. Каждому на своем уровне. Но это уже другая история.

     Казалось бы, все стало на свои места. Авторы и упоминаемое лицо известны.

     Но на этом загадки не кончились!

     Конверт, в который вложено письмо! Он особенный: серого цвета, из бумаги низкого качества, линейки с адресными строками сопровождены надписями на русском языке, но вот на оборотной стороне – сельскохозяйственная реклама, посвященная обработке свеклы, напечатана уже на украинском языке: «Постiйне зворушення грунту на бурякових посiвах збiльшуэ iх врожайнiсть!». Почему так? Этот конверт —  плод  проводимой с 1920 по 1932 годы политики украинизации Кубани.  

         И еще — марка: из первого стандартного выпуска, так называемого золотого стандарта (1924-1925 гг.): с изображением крестьянина, по рисунку со скульптуры Ивана Шадра, лимонно – желтого цвета, изображение нечеткое, номинал  15 копеек золотом и зубцовка опять-таки с нечеткая. Мне встречались марки золотого выпуска с таким изображением, и с зубцовкой, и без зубцовки, но в других цветах и иных номиналов. Но таких, как эта, не видела никогда! Из филателистической литературы выяснилось – это очень редкая марка, которую называют из-за цвета «лимонка».

            История ее такова.

            При производстве пятнадцатикопеечной марки золотого стандарта  перфорационный станок пришел в негодность и тираж по решению руководства Гознака не стали допечатывать, чтобы не срывать поставки почтовых марок и отправить всю партию в срок, так как остальные номиналы уже были полностью изготовлены. Ничтожно малый тираж  «лимонки» направили в отдаленные регионы СССР, где почти не было распространено коллекционирование марок. Практически все марки номиналом 15 копеек были использованы по назначению

Сегодня «Лимонка» считается самой редкой советской маркой, особенно если она не прошла почту.

         Ну вот, все загадки теперь раскрыты.

         И кто бы мог предположить, что поступившее в 1985 году в составе архива И.А. Новикова письмо неустановленных авторов, написанное полувнятными почерками,  с неразборчивыми подписями,  преподнесет такие сюрпризы!             

В очередной раз хочется воскликнуть, перефразируя известное выражение: «Воистину, неисповедимы пути архивных открытий»                                                                                        

[1] http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

[2]https://yandex.ru/maps/35/krasnodar/house/sovetskaya_ulitsa_28/Z0EYfwFjTEADQFpvfXxweXhgYg==/?ll=38.963554%2C45.018436&panorama%5Bdirection%5D=211.473277%2C-11.531078&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=38.964004%2C45.018506&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C58.123303&sll=38.963554%2C45.018436&source=wizgeo&utm_medium=maps-desktop&utm_source=serp&z=16