«Тёплая душа и убеждения».

«Тёплая душа и убеждения».

(ко дню учителя о педагогической деятельности Грановского Т.Н.).

5 октября ежегодно педагогическое сообщество отмечает всемирный день учителя. В этот день принято чествовать учителей, преподавателей и всех сотрудников сферы образования, отмечая их роль и заслуги в процессе качественного образования общества на всех уровнях.

Педагогической деятельности посвятил себя наш земляк и известный историк Тимофей Николаевич Грановский, который 16 славных лет читал студентам лекции по истории западноевропейского средневековья. В 1839 году с кафедры Московского университета он начинает читать курс лекций для студентов, периодически проводя в них мысль о великом служении России: «И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России, идущей вперёд…» В этих словах заключается смысл жизни Грановского – давать достойное образование подрастающему поколению, готовить сильные кадры в науке и этим служить Родине-России!

Лекции Грановского пользовались огромной популярностью, причём у студентов не только историко-философкого факультета, но и других отделений. «…Четверть часа прошла уже после звонка. Вся аудитория в каком-то ожидании. Разговоры смолкли, и все вышли на лестницу, ведущую в аудиторию.  «Будет ли?»- говорит один из студентов. «Будет»,- отвечает другой. «Должно быть, не будет»,- замечает третий, смотря на часы. «Приехал!»- кричит снизу швейцар, как будто отвечая на нетерпеливое ожидание. «Идет…»- и вся толпа двинулась в аудиторию, все спешат заполнить места. Глубокая тишина воцарилась в зале…»

Аудитории всегда были полны настолько, что студентам приходилось располагаться на ступенях кафедры. Надо отметить, что при наличии яркого таланта лектора, оратора, Тимофей Николаевич имел слабый, тихий от природы голос и дефект речи – шепелявость, за который получил прозвище «шепелявый профессор». Но это нисколько не мешало ему собирать огромные аудитории, в которых всегда царила тишина!

Грановский никогда не читал свои лекции по записям. Он импровизировал и всегда «оживал» за кафедрой. Он писал о своём призвании: «Мне кажется, что я могу действовать при настоящих своих силах, и действовать именно словом. Что такое дар слова? Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня тёплая душа и убеждения. Я уверен, что меня будут слушать студенты». И они действительно его слушали…

Для студенческой  молодежи историк очень скоро стал кумиром, которому она внимала, затаив дыхание. Студенты ценили Грановского не только за то, что он был превосходным профессором, знатоком своего дела.  Они относились к нему как к Учителю, в самом высоком смысле этого слова. И, покидая университет, многие слушатели Грановского стремились строить свою жизнь по наказу своего кумира… Существовало даже понятие «Ученик Грановского»,   которое многое значило для людей того времени. Носить подобную характеристику было почётным.

Грановский был не только прекрасным лектором, но и крупным педагогическим мыслителем. Он выступил автором нескольких статей о проблемах школы и высшего образования. И мог бы стать автором учебника по всеобщей истории, который ему было поручено написать в 1850 г. министром народного просвещения П.А. Ширинским-Шахматовым. Но по причине смерти историка этому событию не суждено было воплотиться в жизнь.