Уважаемые орловцы и гости города Орла!

Уважаемые орловцы и гости города Орла!

Приглашаем вас 10 сентября 2019 года в 14 часов в музейный историко-литературный квартал (рябиновый сквер около Музея И.С. Тургенева, г. Орел, ул. Тургенева, 11).
В рамках выставочного проекта «Знакомый Ваш Сергей Есенин» вашему вниманию будет представлен спектакль музейного этнографического театра «Звонница» из Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново Рязанской области) — «Константиновская свадьба».
Спектакль поставлен сотрудниками музея-заповедника, участниками музейного этнографического театра «Звонница» по мотивам очерков Анатолия Панфилова «Константиновский меридиан» в рамках Года театра в Российской Федерации и к 400-летию села Константиново Рязанской области.
В спектакле «Константиновская свадьба» показан бережно хранимый местными жителями ряд обязательных обрядов нескольких периодов: от рукобития до пропоя, от сватовства до венчания, обычаи второго свадебного дня. Это уникальный музыкальный праздничный фольклор так называемой «Есенинской Руси». В музыкальном оформлении спектакля прозвучат песни, наигрыши, плясовые Спасского и Клепиковского районов Рязанской области в исполнении народных исполнителей и фольклорного ансамбля Московской государственной консерватории.

Выставка из фондов Государственного музея-заповедника С.А. Есенина «Знакомый ваш Сергей Есенин откроется 5 сентября 2019 года в 15 часов в выставочном зале Музея И.С. Тургенева (ул. Тургенева, 11). Она познакомит посетителей с основными этапами жизни и творчества поэта и его родиной — рязанским селом Константиновом. Вниманию посетителей будут представлены личные вещи Сергея Есенина, его родителей, последней константиновской помещицы Л.И. Кашиной – знакомой поэта. Выставка продолжит свою работу до 6 октября 2019 года. Справки по телефону 8 (4862) 76-15-74.

 

Из истории фольклорно-этнографического театра «Звонница»

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорно-этнографический театр «Звонница» начал свой путь в 1992 году на базе клуба железнодорожников (РЖД) станции Рязань сортировочная. Так у сотрудников РЖД появилось интересное дело, где мы все вместе придумывали – декорации, подбирали тексты, учили рязанские обрядовые песни. Работа находилась всем и детям и их родителям. Наш коллектив, как и сам фольклорный театр, формировался не сразу. Сначала ставили сценки, игрища,  

сатирические постановки, обряды, связанные с земледелием и бытовым календарем. Были поставлены интересные спектакли с традиционными свадебными диалогами, детскими дразнилками. Так появились спектакли «Свадьба понарошку», «Как на масленой неделе», «Забежала Коляда на село». В святочном спектакле была представлена народная драма – Кудеса («кудесы» — от слова «чудеса»), являвшее собой шуточную игру в «покойника». В святочные дни это действо направлено на то, чтобы дом, семья имели благополучие.

В 1998 году, в связи с передачей учреждения культуры в местные поседения, детский фольклорно-этнографический театр «Звонница» работал на базе Рыбновского отдела культуры и защитил почетное звание «Народный любительский коллектив Рязанской области». А в 2002 году – в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина. У театра появилась и своя материальная база – фольклорные инструменты (до сих пор на балансе музея), костюмы, декорации.

Вместе с его участниками он взрослел и развивался. В репертуаре появилось представление с Петрушкой, с которым происходили курьезные случаи.

Сегодня выпускники «Звонницы» становятся специалистами в сфере культуры различных направлений: хореографического, хорового народного пения, эстрадного пения. Все они разные, и  во многом от фольклорного театра далеки, поскольку в своем творчестве близки либо к академическому искусству, либо готовят музыкальные программы на фольклорном материале. И мы задумались – может быть фольклорный театр устарел? Может ли фольклорный театр устареть? Ответ дала сама жизнь. 

В 2011 в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина была систематизирована работа по сохранению праздничной традиционной культуры Рязанского края, села Константинова. Так сложился творческий проект «Константиново тех давних лет».    В содержании цикла — праздники народного календаря (Масленица, Пасха, Красная Горка, Троица, Филипповки, Рождество — Святки). Они знакомят с историей, содержанием, обрядами и обычаями Рязанского края. Концепция основывается на предметном характере деятельности и её значении в традиционной праздничной культуре Рязанского края. Личное участие в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается не только в освоении содержания, смыслов народной культуры, но и в освоении средств их выражения (ремесло, игра, устное народное творчество, ряжение, «раёшные» представления, балаган Петрушки) в традиционных для народной культуры формах. Ощутить себя в потоке времени, осознать свою связь с прошлым, настоящим и будущим, осознать себя продолжателем традиций предков в моделируемой ситуации вновь дает возможность фольклорный театр. Толчком к возрождению «Звонницы» становятся его повзрослевшие участники, выпускники рязанского государственного университета им. Есенина, коренные жители села Константинова. Им с детства близка озорная частушка, местные колядки – таусеньки, масленичные озорные катания.

Решили начать с восстановления небольших фрагментов спектаклей «Троица в Константинове» и «Забежала Коляда на село». Теперь нашей сценой становится сама музейная среда, музейные экспозиции. Мощно, по-иному, по-настоящему зазвучал Константиновский «Таусень» в усадьбе  родителей С.А. Есенина  и обряд прихода бабки Коляды.  Удивило нас и то, с какой отзывчивостью к нам отнеслись местные жители. При входе в дом нас встретила смотритель в традиционном платке и тулупе. Перед началом представления мы попросили её только вынести нам традиционное угощение, боясь лишний раз побеспокоить. Но, в момент действия немного оторопели, увидев её наряд. Позже, она пояснила нам: «Как же я в простом — то, неправильно это, не по-настоящему. Достала дома то что было и прибежала. Праздник ведь…». Осмелев, мы решили пройти и по селу. В одном из домов нас встретила местная песенница Анна Константиновна Ерёмина. Услышав нас, она тоже запела. И слова вроде те и движения. А нет, не так… достали наши девчонки быстро свои чудо-телефоны. Благо техника современная на высоте. Теперь есть в музее запись Константиновского Таусеня с приговорками и комментариями.

Мы считаем, что нашему фольклорному театру повезло. Он «поселился» в музее, основой деятельности которого является сохранение нематериального культурного наследия Великого русского поэта С.А. Есенина т в том числе его Родины, села Константинова. Это та самая среда, в которой театральное действо естественно, востребовано, сохранено. . Понимая, что фольклорный театр должен быть актуален, развиваться в соответствии со вкусами и запросами общества мы внесли в репертуар детские познавательные миниатюры «Гордыня и глупость на одном дереве растут», «Пасхальный теремок». Так как наши представления  обязаны выполнять социальные функции – культурно-художественную, образовательную, воспитательную. Должны вызывать интерес у современника. И в репертуаре театра появляется миниатюра – «По улице коня водили…». Форма представления – в виде череды бесконечных сюжетов, как и во всем фольклорном, как в лубке, предполагает приход-уход зрителей в любой момент (это очень удобно при работе с заказными группами). Действие можно разыграть на площади в толпе, в избе, на усадьбе Л.И. Кашиной.

Молодые актеры «Звонницы» стремятся обменяться опытом с коллегами-музейщиками, с теми людьми, которые внедряют в деятельность своих учреждений интересную форму – театрализованную экскурсию. Так мы побывали в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева в Овстуге, встречались с коллегами в музее-заповеднике «Александровская слобода», в музее купеческого быта поселка Епифань и др. Такие творческие командировки дают возможность не только наблюдать и сохранять живое искусство фольклорного театра, но и дают стимул к развитию. Актеры общаются, изучают, смотрят театрализованные экскурсии, у них рождаются новые мысли. Так был создан новый спектакль «Ожившие воспоминания», на который мы приглашаем всех желающих в «Дом с мезонином». Экономка познакомит Вас с хозяевами и гостями дома, болтливая кухарка расскажет последние деревенские сплетни, горничная покажет семейные фотографии. В дни праздника этот дом посещают рязанские поэты, члены Союза писателей России, как правило, на веранде их встречает сама хозяйка – Лидия Ивановна Кашина. В ходе спектакля посетители знакомятся с самим домом и его обитателями — главными и второстепенными прототипами героев поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина».

Так что, история нашего, теперь уже музейного театра тоже меняется, как и история существования и формы самого фольклорного театра. Конечно, современные тенденции оказывают на него влияние, но важно то, что он существует. А фольклорный театр в целом, как и фольклорное движение в России может быть ярче, интереснее, иметь более широкое распространение и выполнять в полной мере свою художественную и социальную функции, воспитывая народ. Это уникальное и самобытное искусство, очень красивое и достойное сохранения.