В Московском университете. Ученики Т.Н. Грановского: К.Д. Ушинский

В Московском университете. Ученики Т.Н. Грановского: К.Д. Ушинский

В Год педагога и наставника, продолжая тему о педагогической деятельности Т.Н. Грановского и его талантливых учениках, мы сегодня остановимся на имени крупного педагогического деятеля Константина Дмитриевича Ушинского, который в студенческие годы слушал лекции нашего земляка Грановского.  

Константин Дмитриевич Ушинский родился 2 марта 1824 года в г. Туле. Детские годы и раннюю юность он провел в имении отца на окраине города Новгород-Северска Черниговской губернии. С детства будущий педагог проявлял интерес к словесности и истории. Но тем не менее в 1840-м году поступил учиться на юридический факультет Московского университета.

Университетские годы (1840-1844) стали для Ушинского началом серьёзного размышления о жизни. Неудивительно, что в это время он углубляется в изучение философских сочинений Г. Гегеля. К этому его побуждают лекции Тимофея Грановского и личное общение с ним. Грановский завораживал Ушинского логикой своего изложения. Гегелевскую философию историк рассматривал как средство изменения противоречивой действительности. И Ушинский принял эту идею своего университетского наставника, которая особенно ярко воплотилась в его собственной педагогической деятельности в Демидовском лицее г. Ярославля.

Готовясь к должности профессора в этом учебном заведении, Ушинский много занимался самосовершенствованием. Также, как и у его наставника Грановского, проводящего в своих лекциях для студентов мысль о «благородном служении России», у юного Константина Ушинского в «Журнале», который он вёл для ежедневных записей в 1844-45 гг., мы читаем следующие слова: «Приготовлять умы! рассеивать идеи!.. Вот наше назначение… Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства! Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни…» Мы видим, что оба они – Грановский и Ушинский — преследовали благородные цели служения своей стране на преподавательском поприще, делая это главной целью своей жизни.  

Впоследствии Константин Ушинский, заложивший у нас в России основы педагогики, написал ряд трудов в области воспитания и обучения, самым популярным из которых является научное исследование «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Но свою первую научную работу «О камеральном образовании», которая была опубликована по итогам его речи, произнесенной на торжественном собрании преподавателей и студентов Ярославского Демидовского лицея 18 сентября 1848 г., Ушинский подарил своему духовному наставнику – Тимофею Грановскому.