Век Евгения Аграновича

Век Евгения Аграновича

Автор? М.Е. Петухова — писатель, краевед, член Правления Орловского отделения ВООПИК.

 

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2019 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2019.- 382 с. 

 

Волею судьбы именно в Орле, на 4-й Курской улице, в доме 2 «с подвальчиками»,  13 октября 1918 года родится тот удивительный мальчик, которому будет дано побороться со временем. Силой неистощимого жизнелюбия, небывалой доброжелательности, редкостного литературного и музыкального таланта, уникальных исполнительских способностей он сможет и спустя десятки лет, без малого век, быть молодым, с лёгкостью снимая «маску старости». Имя его – Евгений Данилович Агранович. 13 октября 2018 года этому «мальчику» исполнилось бы сто лет. А перед нами эта дата открывает целый век Евгения Аграновича. И мы, как и наш легендарный земляк, можем попытаться говорить со временем – вспоминая ещё раз яркие моменты его жизни и творчества.  

Уезжая из Орла в Москву одиннадцатилетним, Женя Агранович покидал город рождения и детства, как оказалось, навсегда. Но несмотря на юный возраст, он уже угадал своё предназначение – быть поэтом.

В бурной круговерти столичной Москвы его ждала школа на Арбате, а затем Литературный институт. Там – «дружба, любовь, хмель поэзии…» На втором курсе «война вырвала тетрадку из рук, сунула автомат, пошёл!» В первый же день войны Евгений Агранович подал заявление добровольца и стал бойцом 22-го Московского истребительного батальона. С ноября 1941 года он уже на действительной военной службе в редакции газеты «Бей врага!» 10-й Армии. Участник декабрьского контрнаступления под Москвой, где с товарищами по оружию «погнал танки Гудериана» от столицы и увидал, что у немцев «тоже спины есть, у непобедимых». В дальнейшем, находясь в действующей армии, участвовал во всех выпавших его воинскому формированию операциях, в том числе в штурме Кенигсберга, братании союзных войск на Эльбе, битве за Берлин. Ещё год после Победы находился на воинской службе в Германии.

Написанное Евгением Аграновичем в первые часы войны стихотворение «Клятва вождю» было исполнено Владимиром Яхонтовым в киножурнале «Советское искусство» №5 за 1941 год и звучало во всех кинотеатрах страны. В грозную минуту юный поэт  сказал о мощи и славе русского оружия, непобедимой доблести русского воина, о неизменном торжестве русского духа. В том числе эти слова:

 

 …От нас Бонапарт бежал назад,

Роняя знамёна свои боевые,

И поступь чугунную русских солдат

Помнят Берлинские мостовые!

 

В дальнейшем, как отмечено в наградном листе газеты «Бей врага!» «смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист-поэт часто был на передовой», где писал стихи и статьи, поднимавшие воинский дух, прославлявшие героизм и отвагу, передававшие практический опыт ведения боевых действий. И, конечно же, такой молодой, страстно желавший жить, любить, творить, он не мог не писать о любви – «это сердце хотело спастись, это кровь бунтовала!»

Стихотворение Евгения Аграновича «Моему поколению» (1944) Константин Симонов назвал одним из самых сильных о Великой Отечественной войне. Созданные Евгением Аграновичем песни «Пыль» на стихи Редьярда Киплинга (1941) и «Лина» на музыку Лифшица (1942) передавались из уст в уста, были всенародно любимы и популярны на всех фронтах, в тылу.

Несомненный литературный талант Евгения Аграновича проявился и в прозе. Вот лишь несколько строк из его фронтового рассказа:

«…Мороз сорок три градуса. Воздух синий и жгучий, как денатурат, пьёшь его мелкими глотками, с опаской.

…У дороги много было трупов, никто не убирал, а мороз сохранил их со всеми красками жизни, с белизной и румянцем кожи, с цветом и блеском глаз, с отчётливым выражением лиц и энергией последнего движения.

…так отпечатался во мне снимок почти плакатной символичности: два мертвеца, наш и немец, одного роста и возраста, но смерть их вовсе не уравняла. Красивое яркое лицо фрица, полузабитый снегом алый кричащий рот искажены злобой и недоумением. Весь он напряжённый, скомканный, готовый взвиться в прыжке. Рядом русский солдат, покойно вытянувшись, лежал на спине, строго глядя в небо. Так достойно лежал бы он на столе в своей рязанской избе. Ушла жизнь, но осталась ему правота его…»[1]

Именно за торжество этой высшей правоты созидателя, защитника своей земли доблестно сражался с врагом Евгений Агранович. За личные воинские заслуги он был удостоен пяти боевых правительственных наград: Медали «За боевые заслуги» (1942), Ордена Красной звезды (1944), Ордена Отечественной войны II степени (1945), Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1946), Медали «За взятие Кенигсберга» (1980).

В послевоенное время Евгений Агранович был награждён вторым Орденом Отечественной войны II степени (1985) в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, медалями и памятными знаками в количестве тринадцати. Особенно дороги ему были Памятный знак «Ветерану 49 Армии Великой Отечественной войны» (1982), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), Памятный знак «Фронтовик 1941-1945» к 55-летию Победы (2000), Юбилейная медаль «60 лет освобождения республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» (2005), Памятный знак «65 лет битвы за Москву» (2006).  

Евгений Агранович с отличием окончил Литературный институт (1948), где по мнению Константина Симонова и Павла Антокольского был одним из лучших студентов и выпускников. Своим творчеством он доказал и по праву заслужил столь высокую оценку, но за дверями института судьба уготовила ему не своевременное признание, а небывало длительный и жестокий «испытательный срок», маску «неизвестного автора». Долгие годы  многие поэтические произведения Евгения Аграновича не печатались и приходили к людям лишь изустно, в списках, самиздате. Они неизменно вызывали интерес и оценивались по достоинству, но имени их создателя зачастую не знал никто. Об этом – горькие строки самого «безвестного» поэта:

 

Я бы верил, что услышит завтра

Тот, кто нас не слышал до сих пор.

Только ведь неизданный – не автор,

Так же, как непойманный – не вор.

 

Тем не менее, Евгений Агранович продолжал упорно работать и явился автором более двухсот замечательных стихотворений. У многих из них колоссален временной разрыв между датами написания и первой публикации. В их числе стихотворения «Настройщик» (1939, опубликовано в 1996), «Киты» (1956, опубликовано в 1996), «Скульптуры из корней» (1961, опубликовано в 1996), «Еврей-священник» (1962, опубликовано в 1993), баллада «Высоцкий» (1981, опубликована в 1996). Написанное же Евгением Аграновичем «на девятом десятке» публиковалось уже в год создания. Например, баллада «Борису Смоленскому – поэту и воину» (2001), ставшее песней стихотворение «Жива Победа!» (2009).

Евгений Агранович – автор около 80 прозаических произведений. Среди них: повести «Без ошейника» (1975, опубликована в 1998), «Диоген» (1994, опубликована в 1998), «Пижон» (1994, опубликована в 1998); рассказы «Сочельник в сорок первом» (1945, опубликован в 1992), «Сильное средство» (1991, опубликован в 1998), «Евреи не воевали» (1993), «Сигнал бедствия» (1995), «Скамейка выздоравливающих» (2006); эссе «Лебединая песня» (2001), «О Евгении Урбанском» (2006), «Об авторской песне» (2006); сказки «Волшебник Пиши-Читай» (1977), «Митя и микробус» (1978), «Про белую розу, которая умела краснеть» (1985).

Как драматург Евгений Агранович работал для эстрады, театра, радио. Им написаны пьесы для эстрадных постановок «Как вы разговариваете?» (1968), «Куда вы звоните?» (1968), пьеса для театра «Московская фантазия» (1954) и другие, цикл радиопьес для детей «Школа вежливых наук» (1989).

Евгений Агранович стал членом Союза кинематографистов СССР (1965) и России (1991). Более 15 лет работал на киностудии имени Горького в студии дубляжа, являясь практически единственным автором русских текстов к песням зарубежных музыкальных кинокартин. Их было около двухсот. Несколько поколений россиян хорошо помнят тексты песен Евгения Аграновича к индийскому фильму «Бродяга» (1951) с участием Раджа Капура, к аргентинским фильмам «Возраст любви» (1953), «Уличная серенада» (1953), «Жених для Лауры» (1955) с участием несравненной Лолиты Торрес.

Евгений Агранович – автор более сорока киносценариев, по которым были сняты художественные фильмы, в том числе «День последний, день первый» (1959, «Грузия-фильм», в главной роли Серго Закариадзе), «Есть у меня друг» (1974, Одесская киностудия, в главной роли Татьяна Пельтцер), «Вооружённое сопротивление» (2008, киностудия «Гранат», с участием Юозаса Будрайтиса).

А вот баллада «Последняя пуля войны» фильмом так и не стала…  Глубок и серьёзен её замысел, логически точен сюжет, до слёз пронзительны начальные строки:

«…Против ратуши, в дальнем углу площади, там, где висит на одной петле резная дверь старинного погребка, остановились двое музыкантов – оба тощие, долговязые и немолодые, в сильно потёртых мундирах имперского морского флота. У одного нет левой руки до плеча, у другого – правой. Прижавшись друг к другу пустыми этими рукавами, они заиграли вдвоём на одном аккордеоне, ведя каждый партию своей уцелевшей рукой. Они пели негромко, как бы равнодушно и без серьёзной надежды на подаяние, однако на два голоса и очень музыкально…

Телесные страдания, совсем так, как и муки души, часто делают лица людей глубокими и значительными. И глядя на инвалидов можно было почувствовать, что знают они больше, чем поют в песне, и ждут от сограждан большего, чем корки хлеба…»[2]

С 1957 года Евгений Агранович сотрудничал с киностудией «Союзмультфильм», где по его сценариям было снято более двадцати анимационных картин, представляющих жанры сатирического фильма, фильма-притчи, современной сказки, экранизации литературной классики и фольклора, рекламного фильма. С драматургией Евгения Аграновича работали признанные режиссёры рисованного и кукольного кино этой студии, такие, как Иван Аксенчук, Юрий Прытков, Вячеслав Котёночкин, Иван Иванов-Вано, Валерий Угаров, Борис Дёжкин и многие другие. Их совместные с Аграновичем картины были не только любимы зрителем, но и получали высокую оценку профессионального жюри.

Как сценарист Евгений Агранович привлекал внимание мультипликаторов и других киностудий. В результате его сотрудничества со студией «Грузия-фильм» появились кукольные мультфильмы режиссёра Карло Сулакаури «Медвежонок Бутхуз» (1981) и «Сказка на колёсах» (1981), студия «Молдова-фильм» выпустила  рисованные мультфильмы режиссёра Константина Балана «Про белую розу, которая умела краснеть» (1982) и «Ветка клёна» (1986). По сценариям Евгения Аграновича кукольный мультипликационный фильм «Добрый лес» (1983, режиссёр Александр Полушкин) был создан на студии «Куйбышев-телефильм», а на Творческом объединении «Экран» Гостелерадио СССР – кукольный мультфильм «Солдатская лампа» (1984, режиссёр Кирилл Малянтович).

В мультипликационных фильмах по сценариям Евгения Аграновича роли озвучили знаменитые артисты: Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Георгий Вицин, Клара Румянова, Анатолий Папанов, Лия Ахеджакова, Евгений Весник, Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Сергей Юрский, Юрий Волынцев, Всеволод Ларионов, Валентина Сперантова, Сергей Филиппов, Владимир Ферапонтов, Вячеслав Невинный, Александр Ширвиндт, Василий Ливанов и многие другие; певцы Олег Анофриев, Елена Камбурова; известный мультипликатор Гарри Бардин.

Над созданием музыки к этим мультфильмам работали известные композиторы, в том числе Никита Богословский, Михаил Зив, Михаил Меерович, Евгений Крылатов, Игорь Космачёв, Евгений Птичкин, Шота Милорава, Евгений Дога, Юрий Чичков.

Есть мультипликационные картины других сценаристов, в которых звучат песни на стихи поэта Евгения Аграновича. Например: «Петя и Красная шапочка» (1958, сценарист Владимир Сутеев, композитор Никита Богословский), «Мурзилка на спутнике» (1960, сценарист Лев Аркадьев, композитор Никита Богословский), «Только не сейчас» (1962, сценарист Владимир Сутеев, композитор Михаил Меерович), «Василёк» (1973, сценарист Жанна Витензон, композитор Евгений Ботяров), «Легенда о старом маяке» (1976, сценарист Жанна Витензон, композитор и исполнитель песен Александр Градский), «Последние волшебники» (1979, сценарист Михаил Липскеров, композитор Игорь Космачёв) и многие другие.  

21 октября 1976 года отмечалось 40-летие киностудии «Союзмультфильм». В честь этого юбилея в Центральный Дом кино поступило огромное количество поздравительных адресов и телеграмм от творческих, научных и педагогических организаций СССР. Одно из поздравлений написал Евгений Агранович.

Этот текст был обнаружен историком анимации Георгием Бородиным в архиве киностудии «Союзмультфильм». Интернет-публикация состоялась в июне 2016 года в Живом Журнале Г.Н. Бородина (george smf), а первая публикация на бумаге – 17 октября 2018 года в газете «Орловский вестник» №36 (1286), что стало литературным приношением всем землякам Евгения Арановича к 100-летию со дня его рождения.

Предваряя публикацию личных произведений «Для сцены и экрана» в двухтомнике «Избранное» (2001), Евгений Агранович куда более скромно, «как свои пять пальцев», перечислил Богом отпущенный при рождении его «невезучей душе» набор «мини-дарований: горсточка из ларя поэзии, щепотка скульптурного дара, несколько крупинок музыкальности, пара зёрнышек артистичности…» Но эта «пыль», эти «крошки, крупинки, смесь…»[3] в итоге дали необыкновенно щедрые всходы! Плоды с неувядающего древа творчества Евгения Аграновича с честью выдержали испытание временем и по-прежнему востребованы. У многих из них путь к сердцам людей был незаслуженно долгим. И лишь у песен – быстрым и ярким.

Помимо мультипликационных фильмов, песни на стихи Евгения Аграновича – а их более ста пятидесяти – прозвучали для нас и в игровых картинах. Музыку к ним создавали профессиональные композиторы. Например, Никита Богословский – для фильма о подростках «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва» (1959) и комедии «Леон Гаррос ищет друга» (1960, СССР-Франция). Для киносказки «Полчаса на чудеса» (1968) – Владимир Дашкевич. Для детского фантастического фильма «Тайна железной двери» (1970) – Вадим Гамалея. В сопровождении симфонического оркестра песни на стихи Евгения Аграновича и музыку Евгения Доги звучат в фильме для школьников «Весенняя олимпиада, или Начальник хора» (1979), на музыку Анны Икрамовой – в детском фильме «Осторожно – Василёк!» (1985), Льва Солина – в картине о войне «Твой брат – мой брат» (1987). Композитор Рафаил Хозак стал соавтором Евгения Аграновича не только в знаменитом фильме «Офицеры» (1971), получившем приз и диплом Кинофестиваля трудящихся Чехословакии в 1972 году. Не исключено, что родившиеся в этом сотрудничестве песни повлияли на высокую оценку и других картин режиссёра Владимира Рогового. Многим из нас памятны его же фильмы «Горожане» (1975) с участием Николая Крючкова и «Несовершеннолетние» (1976) по сценарию Эдуарда Тополя, в которых также звучат песни на стихи Евгения Аграновича и музыку Рафаила Хозака. В картине Вениамина Дормана «Конец операции “Резидент”» (1986) соавтором песни «Белые чайки» на стихи Евгения Аграновича стал Микаэл Таривердиев. 

Многие песни на стихи Евгения Аграновича звучали не только в фильмах, но и на эстраде, были записаны на грампластинки. Знаменитые теноры Георгий Нэлепп и Анатолий Александрович не раз исполняли песню «Белла Донна», а Михаил Александрович – ещё и песни «Ночное танго» и «Уличная серенада». Песню «Антенны на крышах» любили петь Вадим Мулерман и Юлий Слободкин. Клавдия Шульженко записала для звучания в фильме и затем включала в свои концерты песню «Синеглазка», а Владимир Трошин – песни «Пропавший без вести» и «В огонь и кровь заката жаркого». С киноэкрана Олег Анофриев замечательно спел песню «Хорошо быть дедом», а знаменитый клоун Олег Попов – «Песенку про чудо». В исполнении Марии Лукач мы услышали песню «Не улетай», Игоря Скляра – песни «Матросские матери», «Мальчики мужчинами стали в бою…», «На маленького брата сестра глядит, глядит…». Владимир Златоустовский исполнил для нас в фильме «Офицеры» великую песню «От героев былых времён…», а задолго до этого в фильме «Прыжок на заре» – «Песню парашютистов». Добрую память о песнях на стихи Евгения Аграновича оставили нам и многие другие замечательные исполнители, в том числе детские хоровые коллективы.

Нам посчастливилось в этом качестве увидеть и услышать на экране даже самого Евгения Аграновича – он снялся в эпизодической роли в фильме Натальи Родионовой «Зимний роман» (2004) с участием Юозаса Будрайтиса и Ады Роговцевой, где для их героев блистательно исполнил свою «Лебединую песню».

Евгений Агранович признан одним из родоначальников и ярких представителей жанра российской авторской песни. Этот жанр уже более 80 лет является неотъемлемой частью русской песенной культуры, а ныне считается особым феноменом европейской и мировой культуры. Имя Аграновича наряду с именами Окуджавы и Высоцкого по праву занимает почётное место в антологиях авторской песни («Антология авторской песни» Дмитрия Сухарева, 2002г.; «Антология бардовской песни» Роллана Шипова, 2007г.; «Апология АП» Игоря Каримова, 2015 г.).

  Евгений Агранович – старейший, легендарный бард, замечательно писавший и стихи, и музыку, создавший более шестидесяти авторских песен, многие из которых стали народными. Среди них: «Одесса-мама» (1938, в соавторстве с Борисом Смоленским), «Солдат из Алабамы» (1939, на музыку Стивена Фостера), «Пыль» (1941, на стихи Редьярда Киплинга «Boots» в переводе Ады Оношкович-Яцыны), «Лина» (1942, на музыку Лифшица), «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» (1954), «Сабля-любовь» (2001). В самой первой авторской песне «Бригантина» (1937, стихи Павла Когана, музыка Георгия Лепского).

Начав концертную деятельность в возрасте 80 лет, Евгений Агранович сразу же получил всенародное признание. К счастью, остались записи великолепных телепередач с его участием на каналах «Культура», «Ностальгия», «Ля минор», «Муз-ТВ», а также компакт-диски и диски МР3 с песнями в его авторском исполнении. Доступны документальные фильмы о нём: «Евгений Агранович. Победитель» Олега Дормана (1995), «Незабываемое» Веры Токаревой (2007), «Счастливый неудачник» Григория Шестакова (2008), «Боец. Поэт. Бард» Михаила Грушина (2008). В фондах московской Архивной службы авторской песни АСАП (руководитель Пётр Трубецкой) бережно сохраняется и открыт для всех желающих огромный, уникальный аудио и видео архив (более двухсот часов записей), фотоархив (более шестисот снимков), созданный многими подвижниками-архивистами (Владимиром Альером, Ириной Хвостовой, Борисом Феликсоном, Александром Куликовым, Евгением Летаевым, Вадимом Кантором и другими) за всё триумфальное десятилетие выступлений Евгения Аграновича на сольных и сборных концертах, творческих вечерах, слётах, юбилейных чествованиях, встречах в кругу друзей.

В этом богатейшем творческом наследии Евгения Аграновича есть авторские песни, посвящённые теме войны, любви, есть песни для детей, шуточные, философские. Среди них «Солдат придёт», «Третья осень», «Мы не встретимся, сказка», «Мельница-метелица», «Чайки-берёзки», «Жива Победа!», «Совсем темно», «Неужели ты не знаешь», «Лебединая песня», «Однокрылый мотылёк», «Старая сказка», «Малюсенький моллюск», «Давай короче», «Последний рыцарь на Арбате», «Русская заздравная», «Отважный Робин Гуд», «Ряд вопросов», «Старый пень». В любой из них – искренность и свежесть чувств, необыкновенная доброта и мудрость истинного мастера слова.

Песни Евгения Аграновича продолжают звучать и теперь – на фестивалях авторской песни, различных концертах, памятных мероприятиях.

13 октября 2018 года в Москве прошёл торжественный вечер «Век Евгения Аграновича», посвящённый 100-летию со дня рождения Евгения Даниловича. Он состоялся в парке Победы на Поклонной горе, в Центральном музее Великой Отечественной войны, в Большом киноконцертном зале. Там песни Евгения Аграновича прозвучали в исполнении Владимира Златоустовского, Владимира Альера, Андрея Яновского, Михаила Альтшуллера и Ивана Ялынского, Натальи Зевахиной, Светланы и Владимира Цывкиных. Особенно трогательно было услышать песню «Неудача и удача» в исполнении Детской студии авторской песни «Журавлиная родина» (г. Сергиев Посад).

Есть и ещё одно важное свойство песен Евгения Аграновича. Похоже, что время не властно над многими из них, и они не устаревают. Напротив – становятся всё более актуальными, современными!

Одна из них обращает нас к мирозданию, космосу, вечности. Её стихи родились в ответ на дискуссию советского астрофизика Иосифа Шкловского – автора известной книги «Вселенная. Жизнь. Разум», с польским фантастом и философом Станиславом Лемом. Их научный спор на страницах журнала «Знание – сила» в 1977 году был о существовании внеземных цивилизаций и о том, одни ли мы во Вселенной. Редактор с радостью опубликовал там же стихотворение Евгения Аграновича «С борта космолёта». Позже Агранович к стихам написал музыку, и эту песню мы можем считать одним из главных его заветов нам, землянам:

 

 

 

Меня в научной косности

Земляк, не упрекни,

Но в обозримом космосе

Мы, видимо, одни.

 

В холодной мгле летим мы  

все.

Наш космолёт — Земля.

Займемся совместимостью

Команды корабля.

 

Начнём с рукопожатия,

С вопроса «Как дела?»,

С простейшего понятия

Насчёт добра и зла.

 

Обнимем без смущения

Всех женщин и мужчин,

Как инструмент общения

Кувалду — исключим!

 

Разгоним стужу лютую,

Чтоб не могла Земля

Остыть до абсолютного

Проклятого нуля.

 

Пусть хватит человечности

На звёздный океан.

Ведь на ладонях вечности

Мы — горсточка семян!

 

 

Ещё одна знаковая песня Евгения Аграновича начинается так: «Преграды, пространства, года одолев…» Эти слова о победившей забвение силе «Песен-ветеранов» впервые прозвучали в 2006 году, когда мы отмечали 65-ю годовщину битвы за Москву. Они же удивительным образом предвосхитили итог и очень значимого мирного сражения – за память о самом авторе на его малой родине. Орёл, из своего гнезда отпустивший Евгения Аграновича одиннадцатилетним птенцом, теперь с достоинством воздаёт дань памяти ему, возмужавшему – фронтовику и герою войны, выдающемуся деятелю Российской истории и культуры XX – начала XXI столетий. В таком качестве имя его на Орловщине обрело должную известность несколько позже, чем в столице, но уже в 2010 году по праву пополнило ряд имён прославленных писателей и поэтов. В 2015-м, в канун празднования 70-летия Великой Победы, оно увековечено на мемориальной доске, установленной по адресу его рождения: улица 4-я Курская, дом 2. В 2019 году 100-летию со дня рождения Евгения Аграновича Музей писателей-орловцев посвятил выставку «Память не знает границ».

Символично название этой уникальной выставки, как и дата её открытия – 16 января. Действительно – лишь память нетленна и властна над временем, пространством и не знает границ. Лишь она может продлевать духовную жизнь ушедшего человека, творца. Но если ослабят свои усилия те, кто теплит её «в сердцах живых» – неумолимо начнёт она угасать…

Об этом – одна из великих песен на стихи Евгения Аграновича «Вечный огонь», прозвучавшая в фильме «Офицеры» без малого полвека назад и навсегда ставшая одной из главных песен России. Многие годы её блистательно исполняет снявшийся в этой картине, неразрывно связанный для нас с этой песней, несравненный Василий Лановой, который именно в день открытия юбилейной выставки Евгения Аграновича сам стал юбиляром – ему исполнилось 85 лет!

К понятию память как нравственной, философской категории в своём творчестве не раз обращался Евгений Агранович, и его поэтические выводы поражают глубиной осмысления, яркими образами. Например, в этом стихотворении [4]:

 

И что нам память прежних дней,

Воспоминанья давних лет?

Мудрец сказал: «Мешок камней!»

«Вторая жизнь!»сказал поэт.

 

Ты носишь этот груз повсюду,

Не снять его ни днём, ни ночью

И не навьючить на верблюда,

К седлу коня не приторочить.

 

А ты забудь свою обузу,

Спеша в дорогу утром рано,

И налегке шагай без груза

За длинной лентой каравана.

 

Зачем хранить в душе своей

И давний мрак, и давний свет?

Мудрец сказал: «Мешок камней».

«Вторая жизнь!»сказал поэт.

 

Да как я эту память брошу

И жизни трудную науку?

Сквозь годы нёс я эту ношу

В подарок сыну или внуку.

 

Защитой мальчику в дороге

Послужат все мои печали,

Мои победы и тревоги,

И всё, что встретил я вначале.

 

Они со мной, они во мне,

Ещё на сердце свежий след…

Мудрец сказал: «Мешок камней!»

«Вторая жизнь!»сказал поэт.

 

 

Именно эта, «вторая жизнь» нашего легендарного земляка, а также его братьев: родного – Леонида Аграновича и двоюродного – Александра Левикова, была представлена на состоявшейся в Музее писателей-орловцев выставке.

 Экспонаты для этой выставки были взяты из Фонда №.182 ОГЛМТ «Семьи Аграновичей», который насчитывает около 800 единиц хранения, в том числе 173 редкие книги, около 50 вещевых памятников, около 60 изобразительных и порядка 500 рукописно-документальных единиц хранения. Огромный, необыкновенно разнообразный и интересный фонд! Он включает в себя письма, дневники, рукописи литературных произведений и воспоминаний, подборки раритетных публикаций братьев Аграновичей в газетах и журналах, их авторские книги и книги из их личных библиотек, пригласительные билеты, автографы известных деятелей культуры, правительственные телеграммы, афиши фильмов и концертов, личные вещи, предметы обихода, многие другие ценности.   

Конечно же, в полном объёме показать всё это на одной, даже столь знаковой выставке невозможно – «продлится долгий путь не день, не год…»

Впервые Музей представлял в своих стенах имя поэта и воина Евгения Аграновича, его книги, фотографии военных и мирных лет в канун 65-летия Великой Победы на апрельской 2010 года выставке «Рядовые культуры». Отчётная выставка музейных дарителей в декабре 2014 года показала личные предметы Леонида Аграновича, семейную посуду, старинную ёлочную гирлянду. Выставка «Чудесный кинемо» в феврале 2016 года дала зрителям возможность узнать братьев Евгения и Леонида Аграновичей как деятелей кино – афиши, сценарии, книги. В июле 2016 года в открывшемся после реставрации Музее писателей-орловцев портрет Евгения Аграновича уже занимал почётное место в разделе экспозиции зала, посвящённого поэтам и писателям XX века.

Совершенно особые, бесценные реликвии можно было увидеть на ней. Это пиджак Евгения Аграновича, сшитый им в 1959 году на заказ в ателье Литфонда, с аккуратно выбитыми дырочками под ордена. Это созданные руками Евгения Даниловича из древесных корней скульптуры «Похищение» и «Гитарист», а также трость, вырезанная им из дерева для брата Леонида. С аналогичной своей Евгений Агранович не раз выходил петь на сцену даже Кремлёвского дворца, и пятитысячный зрительный зал принимал его с такой «авторской» тростью восторженно. Это югославская портативная печатная машинка «UNIS», на которой как минимум всё последнее десятилетие работал Евгений Данилович, и листок с отпечатанным им на этой машинке стихотворением «Под небом ночным…» Это его автограф ветеранского тоста «Жива Победа!» и редчайшие его публикации в газетах «Красноармейская правда» за 1946 год и журнале «Советский воин» за 1950 год. Детские издания всем хорошо знакомого «Пишичитая», и практически безвестная «маленькая пиеса “Куда вы звоните” в недрах… тощей книги» репертуарной самодеятельности «Шутить везде», выпущенной в 1968 году. Копии его удостоверений. Детские фотографии его и его брата Лёни, сделанные в Орле в студии фотографа Бойченко. Лица их матери и отца на любительском снимке. Многое, многое другое, также вызывающее подлинный интерес и надежду на новые выставки и новые открытия.

Великая честь выпала Орлу – единственному городу в России, который на государственном уровне сохраняет память о Евгении Аграновиче – герое государственного же масштаба, герое и «былых времён», и наших, современных.

Потому необходимо отдать дань благодарности тем людям, которые подарили нам такую возможность.

Основой музейного фонда «Семьи Аграновичей» стал щедрый дар живущих в Москве сыновей Леонида Даниловича Аграновича – Михаила и Марка Аграновичей. Не просто было убедить их в необходимости передачи литературно-документального архива их знаменитого отца, родившегося в 1915 году «на станции Змиёвка Орловской губернии», именно на малую родину, в её исторический центр, Орёл. К счастью, сделать это у меня получилось, и получилось вовремя, ещё в конце 2011 года. Правда, чтобы оказанное ими доверие, оформленное нотариально в 2013 году, оправдать полностью,  потребовалось содействие многих людей и немалое время. Предстояло бережно, частями доставлять из Москвы и сберегать в Орле до передачи на госхранение всё то, что в одночасье еле уместилось в легковой автомобиль архивиста Анатолия Орышака и затем было вручную поднято им и Владимиром Альером на пятый этаж дома, никогда не имевшего лифта – в московскую квартиру Ольги Морозовой, моей сестры. В её семейном доме, в жилой комнате все эти ценности вопреки общим намерениям хранились не «месяц-два», а более года – далеко не каждый согласился бы на подобное! И не только мои родные и друзья за это время предлагали и активно оказывали любую помощь – даже случайные попутчики в поездах с почтением передвигали неподъёмные пакеты и свёртки с будущими экспонатами, которые мы видим теперь в музейных витринах. В итоге на постоянное госхранение в фонды ОГЛМТ и Государственного архива Орловской области было передано более двух ысяч единиц хранения – уникальных свидетельств времени и творческих достижений Леонида и Евгения Аграновичей.

Великое спасибо следует сказать Анне Пиотровской – главному хранителю семейного и литературного архива Евгения Аграновича. Маме его единственного внука. Из Тверской области в Орёл из её добрых рук была передана печатная машинка Евгения Даниловича и его послевоенные газетные публикации, а ранее прислано несколько писем-«треугольничков» 1945 года, адресованных ему. Подборки прижизненно изданных книг Евгения Аграновича Анна подарила Музею, облархиву и библиотеке имени Бунина, а следовательно, и всем жителям нашего города.

Ещё одним дарителем стал московский бард Андрей Яновский, близкий друг Евгения Даниловича, автор замечательных фотографий его скульптур, исполнитель его песен. Представленный в экспозиции пиджак Евгения Аграновича, скульптура «Гитарист» и заветный автограф – дары Андрея.  

Особое же слово благодарности следует сказать и низко поклониться Владимиру Альеру – исследователю и исполнителю классической авторской песни. Его усилиями, помимо всемерной многолетней помощи с основным архивом, в 2017 году из Музея «Огни Москвы» был доставлен юбилейный стенд, посвящённый Евгению Аграновичу. Этот стенд висел в дни празднования 870-летия Москвы на улице Покровка, 2/1, на доме, куда в 1946 году Евгений Агранович вернулся после четырёх лет войны и года военной службы в Берлине, а мама его не узнала. Ещё Владимир подарил Музею И.С. Тургенева два сборника с прижизненными публикациями Евгения Аграновича, афиши его концертов.

Но главное, Владимир Альер – это тот человек, который сделал для «неизвестного автора» Евгения Аграновича главный в его жизни подарок – на пороге восьмидесятилетия навсегда, бесповоротно изменил его судьбу. Подарил ему возможность ощутить настоящий триумф долгожданной и должной признательности, востребованности, ответной любви всех нас и на этой счастливой волне являть нам новые шедевры творчества.   

Всё это десятилетие Владимир был рядом с Евгением Аграновичем, и все девять лет после его ухода не оставляет стараний по сбережению его памяти всюду, где звучит поэтическое слово и авторская песня – не только в России, но и за её пределами. Но главное для нас – на его родине, в Орле. Многие помнят его музыкально-поэтические вечера, а их с 2010 года было уже семь: в лектории Музея Тургенева, зале библиотеки имени Бунина, в организации «Нэшер», на сцене театра «Русский стиль». После концерта Владимира Альера в Музее писателей-орловцев в день открытия выставки писатель Валерий Протасов с волнением высказал свои, а также музейных сотрудников и зрителей впечатления: «Столько доброты и света в выступлении нашего дорогого гостя, что нельзя не быть благодарным и не испытать самых искренних чувств уважения к нему!»

Январская выставка Музея писателей-орловцев «Память не знает границ» явилась первым в наступившем году приношением памяти земляков Евгению Аграновичу в его век на его малой родине. Мы уже знаем, что рождён в Орле он был «дважды»: де-факто – 13 октября 1918 года и де-юре – 14 ноября 1919 года, когда ему были выписаны метрики. Этот невероятный факт дарит нам счастливую возможность доказывать, что временные границы памяти гораздо шире этих юбилейных дат – и для культурной элиты, и для старших поколений, и «для ребят, что сейчас растут» имя Евгения Аграновича на нашей общей родине уже никогда не станет «землёй и травой». Как «вечный огонь, нам завещанный одним» – будет трепетно храниться в душах земляков. И, «верю, что пусть не скоро», но зазвучит оно именем одной из Орловских улиц, а гораздо раньше, и не раз – на новых выставках Орловского объединённого государственного литературного музея ИС. Тургенева, Орловского областного архива, Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки имени И.А. Бунина. Что со сцен Орловского государственного института культуры, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева голосами молодых исполнителей будут звучать песни Евгения Аграновича, его стихи, проза. Что не только в Год театра и год столетия Евгения Аграновича Орловские театры и студенческие театральные группы обратятся к творчеству нашего легендарного земляка и его интереснейшей биографии, создадут на этом бесценном материале свои авторские постановки.

 

[1] Агранович Евгений. Двухтомник «Избранное. Книга первая. Москва 2001. «Сочельник в сорок первом». Рассказ. 1945 – 1981. С. 21, 22, 23.

 

[2] Агранович Евгений. «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» песни, баллады, рассказы, повести для чтения и экрана. Москва 1998. Последняя пуля войны. Баллада. С. 222, 223.

 

 

[3] Агранович Евгений. Избранное. Книга 1-я. М., 2001. Как свои пять пальцев… С. 3.

 

[4] Агранович Евгений. «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» песни, баллады, рассказы, повести для чтения и экрана. Москва 1998. Память прежних дней. С. 211, 212.