«Во мне всегда была слабость увлекаться тем или другим родом искусства».

«Во мне всегда была слабость увлекаться тем или другим родом искусства».

Автор: Старший научный сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова Синякова Т.Ю.

Н.С. Лесков.

Наш земляк Н.С. Лесков известен как автор замечательных произведений «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Запечатленный ангел» и др. Но помимо писательства он увлекался театром, всегда интересовался жизнью современной сцены, был замечательным театральным критиком. Живя в Петербурге, Лесков часто посещал Александринский театр и лично был знаком со многими актёрами, режиссёрами этого театра. Актёру Н.Зубову, исполнителю роли Фирса Князева, он и посвятил свою единственную драму «Расточитель», о которой следует сказать отдельно. Её премьера состоялась 1ноября 1867г. на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы К.И. Левкеевой, а 24 декабря 1868г. она была поставлена в московском Малом театре. Влиятельная пресса тогда отнеслась к пьесе отрицательно, в одной из заметок её даже глумливо переименовали в «Раздражитель». Однако оценка публики была совершенно иная, лесковский «Расточитель» прошёл за сезон шесть раз и имел большой успех. Директор императорских театров С.А. Гедеонов предсказывал пьесе десять лет жизни, но она не сходила с провинциальных сцен полвека и шла ещё в 1927г. Актёр М.И. Писарев отзывался о ней как о пьесе, в которой «в каждой роли есть что играть», драматург П.П. Гнедич называл её «превосходной вещью». В итоге «Расточитель» был введён в репертуар Большого драматического театра. Нужно сказать, что и сам Н.С. Лесков в молодости, ещё живя в Киеве, неплохо играл в домашних

спектаклях госпожи Васильчиковой- жены киевского губернатора. Особенно, как он вспоминал, ему удавались тогда комические роли. Так роль Добчинского и Бобчинского из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» он исполнял блестяще.

В 1866г. Лесков приступил к написанию журнальных статей о петербургской драме под названием «Русский драматический театр в Петербурге», публиковавшихся в «Отечественных записках» (1866г.), в «Литературной библиотеке» (1867г.), а также в «Современной летописи» (1871г.), на страницах которых он выступил в роли драматурга, хорошо знающего современную сцену и репертуар спектаклей. Как настоящий знаток сценического искусства, он часто критиковал и высказывал ряд ценных мыслей в вопросах драматургии. В помещаемом обзоре автор допускал ряд выпадов против революционно-демократического лагеря нигилистов, характерных для литературно-общественной позиции писателя в 60-е годы. Но прежде всего Лескова живо занимала проблема репертуара. Давая отчёт о прошедших театральных пьесах, он называл их плохими и бездарными. Николай Семёнович дал отрицательную оценку пьесе антинигилистического направления «Гражданский брак» г. Чернявского, подчёркивая несоответствие её названия содержанию. А вот по поводу пьесы А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» писал так: «…явление, которое ещё ждёт солидной, критической оценки и, во всяком случае, не может быть смешиваемо в одну категорию с однодневными комедийками». Его огорчал падающий успех пьес А.Н. Островского «Минин Сухорук», «Шутники»,

«Тушино», хотя многие критики подчёркивали замечательный талант этого драматического писателя. Кровно заинтересованный в жизни современной сцены, он отмечал, что в работах г. Островского «мы… видим …не упадок сил автора, а нечто иное, может быть более зависящее от форм его новых произведений и от выбора сюжетов…Его род пьес, в которых он всего сильнее, есть бытовая драма и комедия». Лескова волновали новые драматические сочинения Писемского, Боборыкина, Потехина. Он резко отзывается о произведениях Боборыкина, которые, по его выражению «размножаются, как кролики… и все похожи одно на другое: во всех одинаковое отсутствие замысла, недостаток смысла, небрежность отделки, неестественность характеров и поразительная бедность содержания», называл этого писателя бездарным, а сюжет его новой пьесы «Иван да Марья» незанимательным и бестолковым. Лесков-критик особенно ценил серьёзную комедию, новую проблемную пьесу. Так он одобрительно отзывался об отрывке из новой комедии А.А. Потехина «Виноватая», который шёл в театре в бенефис актёра П.В. Васильева. Пьеса разоблачала такие пороки человечества как своекорыстие, низость, жестокосердие, сластолюбие. Часто, чтобы достичь своей цели, «человек… прикидывается благотворителем, ораторствует в заседаниях обществ, устраивает благотворительные спектакли и на счёт бедных даёт балы и вечера, нужные лишь ему самому для сдачи с рук взрослых дочерей или для снискания общественного расположения», — подчёркивал писатель.

У Лескова есть и ценные замечания о декорациях, костюме, игре актёров. Он соглашался с мнением фельетониста, который, посмотрев артистов Васильева и Самойлова, исполнявших роль Грозного в пьесе «Смерть Грозного», справедливо иронически написал, что «мы видели на сцене Павла Васильевича (Васильева), потом Василия Васильевича (Самойлова), но Ивана Васильевича (Грозного) не заприметили». Автор хорошо знал современных актёров Александринского театра в Петербурге. Оценивая их игру, он делает вывод: «Из новых дебютантов…снискал общее внимание один г. Зубов, составляющий действительное приобретение для петербургской сцены. Дебютировавший в бенефис г. Васильева г. Монахов ещё ничем не определился… По части женского персонажа новостью этой зимы был успех г-жи Струйской… Актриса эта, игравшая до сих пор вторые и третьи роли, вдруг вышла в первых ролях и очень понравилась и публике и рецензентам, но затем стала и не движется, так что говорить об её дальнейшей игре, по нашему мнению, пока не следует, чтобы не попасть по торопливости впросак». Упоминаются им и актёр П.И.Зубров, актриса А.П. Натарова, а также провинциальные артисты — Стрелкова и Виноградов, об успехах которых, как считал он, говорить ещё рано, т.к. всё ещё может измениться «при пересадке их на столичную сцену».

Вот так детально, строго и поучительно Н.С.Лесков оценивал театральную деятельность русского драматического театра в Петербурге.