«Все живое имеет одну и ту же душу…»

«Все живое имеет одну и ту же душу…»

В мировой литературе существует немалое количество  произведений о животных, героями которых становятся лошади, кошки, мыши, птицы, но чаще всего  это наши четвероногие друзья-собаки. Из классиков русской литературы можно вспомнить И. С. Тургенева «Муму», А. П. Чехова «Каштанка», Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка» и др. И во всех рассказах собака предстает как верный друг человека, надежный его защитник.

В письме к К.И. Чуковскому(1902г.) Леонид Андреев подчеркивал: «Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Леонид Андреев любил животных, воспитывал такое же отношение к живой природе в своих детях, и в его семье всегда были животные, самые разнообразные. Одно время у Андреевых, в Орле,  жил мопс Моисей Моисееч Кондачков, верный друг и спутник семейства. Этому псу посвящен рассказ «Друг» (1899г.), а в 1901 году  Леонид Николаевич напишет рассказ «Кусака» героиней которого стала Леля — двоюродная сестра писателя  Елена Пацковская.

 В Финляндии в доме на Черной речке у Андреевых  жили кошки (Елизавета Воробей, Екатерина Ивановна), целое семейство сенбернаров (Маркиз, Тюха, Юнга), лошади, овечки и даже поросёнок по прозвищу Аполлон. В своей книге «Дом на Черной речке» Вера Андреева пишет:  «…чисто вымытый, розовый и веселый, Аполлон вел культурную жизнь в городской квартире. Как собачка, он прибегал на зов, тряся своим закрученным  хвостиком и белым бантом на шее. Стоило позвать: «Аполлоша, Аполлоша!!!»- как он появлялся, стуча копытцами, в столовой и, с трудом вскарабкиваясь на стул, усаживался там в ожидании подачки. Все гости были в восторге от Аполлона, и папа искренне восхищался умом и милым характером животного.

Один раз бедный поросенок чуть не погиб, рискуя превратиться в копченого еще при жизни. Он ночевал на кухне, и наша кухарка сначала долго не могла привыкнуть к присутствию свиньи в доме. «Свят-свят-свят…»- говорила она скороговоркой и отворачивалась, уверяя, что Аполлон похож лицом, т.е. мордой, на черта. Но потом она его полюбила за кроткий нрав и отвела ему место на лежанке русской печи… Однажды утром поросенок не явился на папин зов. Папа забеспокоился и поднял на ноги весь дом. Все искали, звали, но Аполлон как в воду канул. В 20-й раз осматривая коридор, папа вдруг услышал из-за стены сдавленное хрюканье. Приложив ухо к стене, папа явственно услышал тихий визг, даже сопение. Оказалось, что кухарка забыла закрыть дымовое отверстие на печи, и Аполлон провалился в трубу. Пришлось звать печников, которые разобрали стену в коридоре и извлекли, наконец, Аполлона».

1 Комментарий

  1. «Во времена Валентиниана, который сменил Гонория, Аттила под Римом дал сражение римлянам. Никто не избежал массового убийства с обеих сторон, кроме военачальников и некоторых из числа их телохранителей. Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия»

Comments are closed.