Вспоминая прошлое (Из истории музея)     

Вспоминая прошлое (Из истории музея)     

Н.М. Кирилловская (Орел)

                                                                           

 

 

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

                                         

     Из всех направлений музейной работы я как раньше, так и по сей день больше всего люблю научно-просветительскую: экскурсии, лекции, выставки, вечера, встречи – какое широкое поле деятельности! Когда меня в далеком теперь уже 1973 году перевели из краеведческого музея в тургеневский, я стала горячим пропагандистом внедрения в работу литературного музея многих форм работы краеведческого. Естественно, что и в 50-ые, и в 60-ые годы музей Тургенева откликался на общегосударственные даты: 40 лет Октябрьской революции, 20 лет Победы, 400 лет Орлу, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина. Лично я, однако, была сторонницей не только «юбилейного» отклика на те или другие события, но систематической работы в этом направлении. Многое приходилось доказывать и многих убеждать. В 1976 году в Москве, в научно-исследовательском институте культуры вышел сборник «Музей и современность», в котором была опубликована моя статья «Научно-просветительная работа в литературном музее». Приведу некоторые выдержки из нее.  «… Как-то пришлось мне разговаривать о специфике литературного музея, в частности музея И.С. Тургенева, с секретарем по пропаганде Заводского райкома партии А. Морозовой. “А ведь правильно, – согласилась она, – что мы, в общем-то, довольно узко понимаем назначение литературного музея, видя в нем лишь музей одного какого-то писателя. Эпоха, которую показал писатель, – вот что мы порой недооцениваем, говоря о литературном музее”. Аналогичный разговор произошел и с преподавателем истории 22-й школы Орла Т. Чертовой. Преподавательница эта – одна из энтузиасток широкого использования местного материала из областного краеведческого музея на уроках истории. Но вот как-то я посоветовала ей: “А почему бы при изучении истории, во внеклассной работе вам не воспользоваться экспозициями, посвященными И. Тургеневу, Н. Лескову, И. Бунину, Л. Андрееву?..”. Короче, литературный музей так же близок и нужен историку, как и литератору».  

   В этой статье я писала: «Литературные вечера. Старая, традиционная форма массовой работы литературного музея. Мы стремимся к тому, чтобы эти вечера были близки запросам сегодняшнего дня. Так, недавно проходил месячник советско-болгарской дружбы. “И. Тургенев и Болгария” назывался вечер, посвященный этой дате. Месячник польской культуры. Мы провели вечер “И. Тургенев и польская литература”. В ленинские дни вечер был посвящен теме “В.И. Ленин о творчестве писателей-орловцев”. Музей считает своим долгом откликаться на все литературные даты. Юбилею А. Пушкина была посвящена выставка, один из разделов которой “Творчество Пушкина и писатели-орловцы” вызвал наибольший интерес у посетителей. Юбилей А. Гайдара, 70-летие со дня рождения Н. Островского – вечера, посвященные этим авторам, проведенные совместно с областным отделением Союза писателей, неизменно вызывают интерес и отклик у населения. Вечер, посвященный Н. Островскому, был проведен не только в музее, но и в Спасско-Лутовиновской школе Мценского района.  

   В последнее время музей стремится расширить свои связи с промышленными предприятиями, сельской и рабочей молодежью. Мы стремимся практиковать не просто чтение лекций, а проводить циклы лекций, организовывать лектории. Такие лектории были созданы в 1973-1974 годах на Орловском заводе приборов, часовом и машиностроительном заводах, при Доме культуры Всесоюзного института зернобобовых культур, сталепрокатном заводе, Мценском Дворце металлургов, Высшем военном командном училище связи, Спасско-Лутовиновской сельской школе, заводе управляющих вычислительных машин и т. д. Всего на 16 объектах. Темы лекций: “Орловский литературный край”, “В.И. Ленин и писатели-орловцы”, “Жизнь и творчество И. Тургенева”, “И. Тургенев и Спасское”, “Творческий путь Н. Лескова”, “Творчество И. Бунина”, “Творчество Л. Андреева”. Каждый цикл включает 11-12 тем и рассчитан на год.

      В 1973 году орловцы отмечали 30-летие орловской битвы. И во всех лекториях читалась лекция “Орловская битва в произведениях художественной литературы”. С успехом прошел вечер на эту тему, проведенный музеем совместно с областной филармонией, в Спасско-Лутовиновском сельском клубе. Часто практикуем мы встречи с литераторами, журналистами – участниками Великой Отечественной войны. Для таких встреч лекторий музея иногда бывает мал, и 9 мая встреча курсантов Высшего военного командного училища связи с писателями была перенесена в большой зал Дома политического просвещения. Все ли воспринимают эту форму работы как должное? Не всегда. Иногда приходится слышать и такие реплики: “Это дело краеведческого музея”.

   Есть и еще один спорный момент: выставки-передвижки. В прежние годы музей в основном делал выставки, посвященные какому-либо одному писателю – И. Тургеневу, Н. Лескову, М. Пришвину и т. д. Экспонировались они в основном в школах, а точнее — передавались в одну какую-то школу на весь учебный год. Стремясь расширить сферу своего влияния, решили мы несколько разнообразить и тематику выставок. Надо было найти тему, которая интересна для всех – и для учащихся, и для колхозников, и для интеллигенции. Решили взять тему “Писатели-орловцы о Родине”. И действительно, эти выставки с одинаковым интересом смотрят и на заводах, и в больницах, и в техникумах, и в сельских Домах культуры. На эту же тему выпущен плакат. Теперь срок “пребывания” выставки сокращен до двух-трех недель, но количество объектов возросло в 10 раз. Один из старейших работников нашего музея как-то по этому поводу сказал: “Печём, как блины”. Наверное, это не так. Хотя работы, безусловно, прибавилось, ведь выставки эти надо все время “передвигать”, после каждой поездки приводить в порядок. Однако поступающие к нам устные и письменные отзывы свидетельствуют, что игра стоит свеч».        

Музей все последующие годы вел большую работу по сохранению и пропаганде Тургеневского наследия и наследия других писателей-орловцев, одновременно популяризируя творчество известных русских и советских классиков.

   Так, например, в 1976 году мы провели серию мероприятий, посвященных 150-летию Салтыкова-Щедрина, 125-летию известного издателя и просветителя И.Д. Сытина. Отдавали должное и пропаганде советской литературы. В небольшой заметке, опубликованной в газете «Орловская правда» 27 июня 1976 года под названием «В ногу с жизнью» я писала: «Обязательным условием всех массовых мероприятий является органическое сочетание классической и советской литературы».  В качестве примера я ссылалась на организованные выставки и вечера, посвященные следующим темам: «Образ коммуниста в произведениях писателей-орловцев», «70 лет со дня рождения Мусы Джалиля», «Писатели на фронте» и другие. В 1978 году, год 60-летия музея, мы уделили много внимания и провели ряд мероприятий, посвященных 150-летию Л.Н. Толстого и 110-летию со дня рождения А.М. Горького.  

     Немало сведений о нашей просветительской работе сохранили музейные отчеты за разные годы тех лет.  Но, пожалуй, еще более познавательным документом, где в весьма развернутой форме говорилось о содержании наших выставок, литературных праздников, вечеров являются газеты. Передо мной вырезки из газеты «Орловская правда» за 1977-1978 годы с моими статьями. Назову несколько примеров: «Орловская правда» за 15 июня 1977 года статья «Музей и время» с подзаголовком: «Обсуждаем проект новой Конституции СССР». Приведу несколько отрывков из этой статьи. «В нынешний бурный век крупнейших технических открытий и покорения космоса лучшие произведения классики по-прежнему не стареют, а всякий раз открываются для нас прежде неведомыми сторонами, заставляя нас восхищаться, удивляться, страдать. И, наверное, многие, проходя по музейным залам, вспоминают фетовские слова: «Хоть не вечен человек, то, что вечно – человечно».  «Государственный музей И.С. Тургенева и его филиалы всеми формами своей работы стремятся к тому, чтобы сохранить, приумножить и широко пропагандировать лучшие образцы классического наследия, духовного богатства замечательных писателей-земляков.  У нас в Орле открыт Дом-музей Н.С. Лескова, работает музей писателей-орловцев. Думается, что партийные и советские организации поддержат нашу инициативу об открытии в доме, где родился и жил русский писатель-классик Л.Н. Андреев, музея его имени.  Музеи в нашей стране стали настоящими центрами патриотического, нравственного, коммунистического воспитания трудящихся. Хочется внести конкретное предложение, чтобы эта мысль была отражена в тексте новой Конституции».

    О наших делах тех дней хорошо напоминает и статья в «Орловской правде» за 30 сентября 1977 года «Свидетельства истории», об открывшейся в музее выставке: «Осуществление Ленинского плана культурной революции», посвященной 60-летию Октября. На выставке говорилось о 1 съезде писателей СССР, проходившем в 1934 году, о заявлении М. Горького, что «основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами труда…». Продолжая и наследуя гуманистические традиции Тургенева и других писателей-орловцев при помощи интереснейших музейных экспонатов: документов, книг, газет, фотографий, рукописей, воспоминаний, – материалов непреходящего значения, всегда убедительных своей достоверностью и силой факта, на выставке рассказывалось о культурной жизни Орла в первые годы после революции. Жизнь и дела членов орловской  литературной группы «Ярь», возьму на себя смелость сказать предшественников современной Орловской  писательской организации, их книги не могли не вызвать интереса у посетителей. Ярко и интересно рассказывалось об Орловском филиале АХРР (Ассоциация художников революционной России). В предисловии экспонируемого на выставке каталога было написано: «Великая Октябрьская революция, неся освобождение творческим силам народа, пробудила самосознание народных масс и художников – выразителей духовной жизни народа. Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве». Материалы выставки повествовали о большом общественном назначении театра в духовной жизни народа, о насыщенной и интересной работе музеев, о претворении в жизнь Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры».  Посетители с волнением смотрели на телеграмму Наркомпроса о создании музея И.С. Тургенева в Орле, на Декрет Совнаркома об охране памятников природы, садов и парков (1921),  на текст доклада о состоянии музейного дела в Орловской губернии (1925). На этой выставке, посвященной 60-летию Октября, были представлены не только документы из фондов музея Тургенева, но и Государственного архива Орловской области. Они убедительно доносили до посетителя ритм тех бурных, может быть в чем-то противоречивых, но и героических лет. Вокруг выставки велась большая работа – экскурсии, лекции, встречи с ветеранами революции, заслуженными учителями, врачами, актерами, краеведами…

Сейчас приближается 100-летие Октябрьской революции, я глубоко уверена, что нынешнее поколение музейщиков не должно забывать о нашем опыте. Не буду вдаваться в политику, но все, что касается ликвидации безграмотности, это не просто факт, а огромное завоевание. Сама помню с детства людей, которые не умели читать и писать, когда 7 классов было «что-то», а 10 – пожалуй, как сейчас кандидат наук! Рассказать обо всем этом наша, как я думаю, прямая обязанность. Памятным моментом нашей научно-просветительской работы был для меня 1982 год, когда отмечалось 60-летие СССР. Теперь, пожалуй, уже и никто не говорит, как некоторые думали в 90-ые годы, что распад СССР великое благо. Тогда, в 1982 году, мы откликнулись на эту дату большой выставкой. О материалах выставки я писала неоднократно в мае, июне 1982 года в газетах «Орловская правда» и «Орловский комсомолец». Вот заголовки этих статей: «Национальное достояние», «Движение вперед», «Чувство семьи единой». Приведу некоторые фрагменты из них: «Пять десятилетий отдала поэзии Е.А. Благинина. Ее стихи, опубликованные в журнале «Мурзилка», читали дети Москвы и Орла, Минска и Киева, Казани и Ташкента – во всех уголках нашей необъятной Родины; сама Елена Александровна много сделала как переводчик украинских и белорусских писателей. “Вы одна из создательниц нашей замечательной, прославленной на весь мир советской детской литературы… Весóм и Ваш вклад в благородное дело содружества литератур разных народов..,” – написано в приветственном адресе Союза писателей СССР, полученном поэтессой в день ее 75-летия».

 «Сейчас, когда наша страна готовится к 60-летию образования СССР, в музей Тургенева поступают письма из многих республик нашей страны. Пишут из Эстонии и Белоруссии, Кабардино-Балкарии и Туркмении, Литвы и Якутии. Писатели братских республик, узнав о том, что музей готовит юбилейную выставку, присылают свои книги, воспоминания, фотоматериалы. В числе первых на нашу просьбу откликнулся один из прославленных представителей многонациональной советской литературы Э. Межелайтис. “Я глубоко тронут – спасибо Вам за память, за то, что не забыли  и Э. Межелайтиса, который действительно в 1943 году принимал участие в Орловской битве. Этих героических дней я никогда не забуду. Об этом я написал поэму (по блокнотным записям). Называется она “Птицы ничейной земли”, помещена в книге “Клочок небес”. Книгу я Вам высылаю”.  С глубоким волнением читаешь не только поэму, но и слова, написанные автором на присланном сборнике: “Государственному музею Ивана Сергеевича Тургенева в Орле – на память об Орловской битве. Успеха и большого счастья моему незабываемому Орлу! От всего сердца Э. Межелайтис”».

   «Один из крупнейших представителей нашей культуры и литературы Ираклий Луарсабович Андронников утверждает, что “… музей – одно из самых  современных проявлений советской культуры, знаменующее движение не назад, а вперед”. И это действительно так».

Важным моментом музейной деятельности всегда, в том числе и в 70-е–80-е годы было укрепление межгосударственных культурных взаимосвязей. У музея в те годы установились тесные контакты с тургеневедами Франции, Новой Зеландии, Канады, Швейцарии, Испании, ФРГ, ГДР, Болгарии, Венгрии, Кубы, Польши и других стран. Поддерживали связи с музеем и зарубежные исследователи творчества Н.С. Лескова из США, М.М. Пришвина из ГДР, Бунина из Голландии, Андреева из Англии и т.д. Их приезды в Орел становились не только фактором собирательской и научной деятельности нашего коллектива, но использовались для различных форм просветительской работы – передачи по телевидению, радио, статьи в газетах и т.д.

  В международный День Музеев – 18 мая, мы, как правило, совместно с Орловским отделением Интуриста всегда практиковали проведение каких-либо интересных мероприятий.             

      Я всегда считала и по сей день придерживаюсь того мнения, что имеющиеся в музеях вообще, а в музее Тургенева в особенности, ценнейшие памятники материальной и духовной культуры –  это то поистине бесценное наследие, которое актуально на все времена.