Вспоминая заветы Дмитрия Сергеевича Лихачева  (к 104 годовщине со дня рождения)

Вспоминая заветы Дмитрия Сергеевича Лихачева (к 104 годовщине со дня рождения)

<…> из трёх делений времени самое ответственное – настоящее, самое манящее – будущее, самое богатое – прошлое<…>. Прошлое же – это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить своё настоящее и обеспечить будущее.

 Д.С. Лихачев.

Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил почти столетие (1906-1993 гг.). Пройдя свой жизненный путь через тернии лагерной ссылки, ужасы блокадного Ленинграда, попытки покушений, искушение наградами и званиями, он смог преодолеть время. Его именем названы: фонд, научно-исследовательский институт, информационно-выставочный центр, библиотеки, школа, площадь, аллея и сквер… Его имя присвоено лайнеру «Аэрофлота» А320 и планете № 2877… Указом Президента Российской Федерации 2006 год был объявлен в России годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Д.С. Лихачёва…

Несомненно, что слово Д.С. Лихачева живет в XXI веке в сердцах людей, читающих и перечитывающих его книги, статьи, воспоминания, письма… Заветы академика, простые и ясные, остаются актуальными, призывая помнить о нравственности и совестливости, патриотизме и терпимости. В 1979 году Д. С. Лихачев ввел в культурологию особое понятие — «экология культуры», указав на необходимость бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим». «Экология культуры» тесно связана с вопросами охраны памятников старины, их реставрацией, пропагандой знаний об истории отечественной культуры. Ученый был уверен, что важным ориентиром в жизни человека должна быть память: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры <…> Память – наше богатство». Она способна преодолеть смерть; более того — в истории каждый культурный подъем был связан с обращением к прошлому.

Немногие помнят, что Дмитрий Сергеевич Лихачев приезжал в город Орел в октябре 1980 года. Его выступление на юбилейной научной конференции «150 лет Н.С. Лескову» вызвало большой отклик в культурной жизни города. В Орловском литературном музее И.С. Тургенева хранятся памятные фотографии научной сессии 1980 года, книги с автографами Д.С. Лихачева. Академик подчеркивал, что Лесков принадлежит к числу писателей, которые имеют «огромное значение для нравственного формирования человека, воспитывают в юности, а потом сопровождают всю жизнь». На полях журнальной статьи, бережно хранимой в фондах музея, академик признавался: «Люблю Лескова, а теперь полюбил и Орел».

Упоминания об Орловском крае можно встретить на страницах «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева:

«Город наводит на размышления. На размышления наводит Орёл – в той его части, где происходило действия ²Дворянского гнезда² Тургенева, или река Орлик, на которой жил герой прекрасного произведения Н.С. Лескова – ²Несмертельный Голован²».

Д.С. Лихачев был уверен, что жить в городе, где жили великие поэты и писатели, посещать их дома-музеи — значит «постепенно обогащаться духовно». Нельзя не согласиться с его размышлениями: «Если вы даже просто идёте по улице и знаете, кто жил в этих домах, какие события на этой улице происходили, где (в живописи, в графике, в поэзии и прочее) отразилась, запечатлелась эта улица, то как интересно, как легко (подчёркиваю – легко, даже физически легко) по ней идти. Интересные воспоминания превращают любую вашу ходьбу в прогулку, создают в душе богатую палитру впечатлений, заставляют думать. Возникает целый оркестр воспоминаний, ассоциаций, и вы идёте как под музыку – легко, свободно».

Именно поэтому важно помнить, сохранять и оберегать культурное наследие. К сожалению, в новом тысячелетии не все заветы Д.С. Лихачева были услышаны… Ученый с надеждой писал: «Как будет прекрасно, когда в Орле – в этом «городе русской литературы», городе Тургенева, Лескова, Бунина, Фета, Леонида Андреева и многих, многих других русских писателей – устроится заповедная зона и бережно сохранятся чудные маленькие дома с садами, мощенные булыжником улицы. Как были бы счастливы люди будущих веков увидеть собственными глазами живую «эпоху великого русского реализма», погулять в ней, явно представить себе места действия произведений».

 Но, обращаясь через годы и десятилетия к наследию Д.С. Лихачева, хочется надеяться, что его слова о том, что «современное прочтение забытых идей, образов, традиций, как это часто бывает, может подсказать нам много нового» окажутся пророческими…