Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева)  «МЛАДОСТЬ»

Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева)  «МЛАДОСТЬ»

Пьеса написана по мотивам рассказа «Весной», который носил автобиографический характер.

Друг детства Леонида Николаевича С.Д. Панова свидетельствует, что «в пьесе “Младость” выведен отец Леонида, сам он, мать его и все мы, его орловские знакомые, тогда гимназисты и гимназистки». Действительно, Николай Андреевич Мацнев весьма похож на отца Леонида Андреева чертами своего широкого, самобытного характера, влюбленностью в природу и манерой одеваться – «красная, широкая, полурасстегнутая в вороте рубашка, широкие черные шаровары». Подобно матери писателя Анастасии Николаевне, в вечных тревогах и заботах проходит жизнь жены Мацнева – Александры Петровны. Сын Мацневых, студент Всеволод, напоминает молодого Леонида Андреева с его мучительными исканиями смысла жизни, непрестанной тоской по идеалам. Всеволод признается товарищам: «Тоска. Невыносимая, немыслимая день ото дня растущая тоска… что-то ужасное. …Понимаешь: я молод, я совершенно здоров, у меня ничего не болит – но я не понимаю, зачем все это… и не могу жить… Ну хорошо, ну стану я знаменитым адвокатом – а дальше что? Потом женюсь, как отец, и буду иметь своего Всеволода – а дальше что?».

В письме к Немировичу-Данченко от 17 ноября 1913 г. Андреев впервые упоминает о замысле этой вещи: «Задумал для вас некую психологическую пьесу – и как раз в тоне большой и светлой радости (отнюдь не тоне горьковского кисловосторга)». В письме от 1 апреля автор уточняет основную идею пьесы, подчеркивая, что в ней «есть и драма и смерть, но общий смысл радостно-печальный: вечно бегущий поток жизни, старость и младость, любовь и любовь».

В письме к И.А. Белоусову, написанном в начале 1914 г. во время работы над «Младостью», Андреев шутливо противопоставляет ее пьесе «Мысль», осуждаемой московскими зрителями за «нежизнерадостность»: «Но утешь дорогих, новая моя пьеса жизнерадостна, как сам Вересаша (В.В. Вересаев), и не только в ней никто не сходит с ума, но, наоборот: уже сошедшие возвращаются обратно с починенными и направленными мозгами. Хочу просить врачебную инспекцию дать мне патент…».

И.А. Бунин в одном интервью выразил свои впечатления от «Младости», подчеркнув ее «жизненность» и «свежесть».