Лесков о легендарных оперных певицах

Лесков о легендарных оперных певицах

Лесков в Петербурге постоянно бывал в опере, не пропускал ни одной премьеры, его живо интересовали гастроли мировых знаменитостей. Своими впечатлениями об их пении Николай Семенович в январе 1869 года поделился с  историком, журналистом П.К. Щебальским: «Патти слышать невозможно: кресла доходят до 80 р., а по 20 р. платят стоять в проходах. Раек весь абонирован, и «стойка» в оркестре закуплена. Я, однако, с помощью знакомых артистов пробираюсь за кулисы и слушаю в сообществе театральных плотников. Патти, по-моему, несравненно хуже Лукки. Лукка – душа и человеческий голос, а Патти – это инструмент, – правда, страшный, звучный и прекрасный, но совершенно бездушный. У нее в горле точно серебряные струны, а одухотворения звука – никакого».

    Стоит напомнить, что Аделина Патти и Паулина Лукка – одни  из наиболее значительных и известных оперных певиц своего времени.

Выдающаяся итальянская певица XIX века, Аделина Патти обладала голосом чистого, звонкого тембра, блестящей виртуозной техникой. Она неоднократно пела в России, и ее обожала русская публика. Говорили даже о русском «культе» Патти. «В чарующей красоте ее голоса и в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое…», – писал  П.И. Чайковский.

     Но Лесков предпочел артистизм, эмоциональную выразительность исполнения Паулины Лукки, австро-венгерской оперной певицы. Казалось, она пела сердцем. Девизом певицы была драматическая правда, что было близко русскому театру и русскому зрителю. Лукка доставляла  слушателям истинное художественное наслаждение своей игрой, и они покорялись ее вдохновению. И, кстати, хотелось бы провести одно любопытное сближение.  Лукка дебютировала на сцене Венской придворной оперы  в роли скромной хористки. Она пела в опере Карла Вебера « Фрейшиц». Эта первая немецкая национальная опера имела в России чрезвычайный успех, а немецкое название оперы переводили как «Вольный стрелок» или «Волшебный стрелок». Так вот, один из псевдонимов Лескова – «Фрейшиц» – вольный стрелок, волшебные пули которого летят прямо в цель.

К сожалению, мы не сможем, подобно Лескову, сравнить голоса этих двух великих оперных певиц, так как невозможно услышать звучание голоса Лукки, но сохранились аудиозаписи Аделины Патти. Техника грамзаписи в начале XX в. была еще очень несовершенна, и певице в ту пору было уже за шестьдесят, а все же мы ощущаем дивную легкость ее серебряного голоса.

На фотографиях:

  1. Аделина Патти
  2. Паулина Лукка