Моровая язва и советы из старинного лечебника

Моровая язва и советы из старинного лечебника

Как лечиться от страшной заразной болезни во время эпидемии, как вести себя при контакте с больным, чтобы не заразиться – вопросы во все времена актуальные. Они очень занимали орловцев, героев рассказа Н.С. Лескова «Несмертельный Голован», написанного 140 лет назад.
В некоем году первой половины XIX в. было в Орле «моровое поветрие». Лесков пишет, что неизвестно, что это была за болезнь, которая появилась вначале у скота, а потом ею стали заболевать и люди. «Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна», а народ дал этой болезни название «пупырух». Люди, особенно из простонародья, начали болеть и умирать «сплошь и без всякой помощи».
Во время этого ужасного общего бедствия купец Андросов переписывал для людей странички про лечение моровой язвы из имевшегося у него старинного лечебника XVII в., который назывался «Прохладный вертоград». Эти «списания» орловцы читали с почтением, трепетом и полным непониманием, как эти рекомендации исполнить.
Одним из основных средств при лечении называлось кровопускание: «На всякое место, «где тягостно услышишь», расписано было, какую жилу отворять: «сафенову», или «против большого перста, или жилу спатику, полуматику, или жилу базику». Завораживающе звучали эти названия, но где находятся эти жилы (вены), конечно, под силу было определить только специалисту-лекарю, да и то средневековому.
В «списаниях», кроме кровопускания, были советы о применении разных лечебных средств: «А лечить еще «левкарем да антелем, печатною землею да землею арменскою; вином малмозеею, да водкой буглосовою, вирианом виницейским, митридатом да сахаром монюс-кристи». Лесков пишет: «Никто ничего в этом понять не мог, точно в казенном указе, <…> и читали люди списания доброго старичка Андросова более только для «утоли моя печали».
Водку буглосовую, еще, пожалуй, было можно изготовить, настояв ее на траве воловик лекарственный или, как ее еще называли, буглос. А вот про греческое вино мальвазию, или мальмазию простые люди вряд ли слышали, да и приобрести его, конечно бы, не смогли. А уж митридат найти было дело немыслимое. Название это лекарство получило по имени его предполагаемого создателя, Митридата Понтийского (120-64гг. до н. э.), который придумал рецепт антидота. Это лечебное средство, состоящее из множества составных частей, было необыкновенно популярно в средние века и считалось прекрасным противоядием от морового яда. Со временем медицинское сообщество стало относиться к митридату скептически, и ко времени действия рассказа «Несмертельный Голован» его уже перестали изготавливать.
Старинный лечебник советовал при контакте с больным «держать во рте дягилева корьние», что якобы защищало от чумы. Но хотя на самом деле это не так, рациональное зерно в этом совете было, поскольку активные вещества дягиля обладают антисептическими свойствами. И полынь, которую следовало держать в руках, тоже неслучайно возникла. Ее считали природным антисептиком и оберегом от всякого зла.
Но орловцы твердо знали, что избежать заражения можно только, если у тебя есть безоар-камень. Камень этот никто не видел, но все были уверены в силе его волшебных свойств. Но самое удивительное, что камни безоары существуют на самом деле. Это камешки органического происхождения, образующиеся в организме преимущественно жвачных животных. Находятся они нечасто и в старину ценились очень высоко, считалось, что они приносят пользу при многих заболеваниях. С древности безоару приписывали свойства спасать своего владельца от ядов. Его относили к драгоценным камням именно из-за целебных свойств, и часто носили при себе как кулон или в перстне.
Как сильное противоядие безоар не раз использовался в художественной литературе. Например, юному волшебнику Гарри Поттеру из романов Дж. Роулинг пришлось применить это чудодейственное средство именно как антидот. А в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» упоминается старинное верование, что безоар «имел силу исцелять от чумы».
Такие лечебные средства, вроде безоара, пригодились орловцам для создания легенд об избавлении от «пупыруха», которые рассказывались потом детям и внукам. На практике же применяли следующий совет из «Прохладного вертограда»: «а где бывает мор, и в те места не надобе ходить, а отходити прочь».
Это, в основном, все и соблюдали, сидели по избам, стараясь предельно сократить общение с внешним миром. И еще один очень важный совет содержался в «списаниях»: «сердце свое воздержати от кручины, и от ужасти, и от тяжелой думы, ибо через сие сердце человеческое умаляется и скоро порса и язва прилепляется». Действительно, очень важно во время испытаний беречь душевную бодрость и не унывать.
Научный сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова Мазина Е.В.
На фотографиях:
1. Воловик лекарственный
2.Дягиль лекарственный
3. Безоары
4. Перстень с безоаром
5. Серебряный футляр для хранения безоара