Оперетта «Орфей в аду» в критике Н.С. Лескова.

Оперетта «Орфей в аду» в критике Н.С. Лескова.

Оперетта «Орфей в аду» в критике Н.С. Лескова.

Из тридцати пяти лет литературной деятельности Лескова шесть были тесно связаны с театром. С 1866 года Лесков выступает как театральный критик. Его внимание привлекает современный репертуар.  Статьи Лескова о театре делятся на обзоры, «театральные хроники» с их пестрыми потоками театральных событий – премьеры, дебюты, жизнь кулис и моностатьи-отзывы, посвященные одному спектаклю.  В мае 1866 года Н.С. Лесков пишет статью «Русский драматический театр», где, в том числе, критикует оперетту Ж. Оффенбаха «Орфей в аду». Дело в том, что представленная на русской сцене данная оперетта имена большой успех. В течение 4-х месяцев спектакль давали 32 раза при полном зале. Однако Лесков довольно жестко пишет об этой пьесе: «… этой обличительной оперетке, злее всего преследующей владельцев невских рысаков и колеблющей реноме поэтических богов Олимпа, давно и без того называемых в России зауряд «болванами». Пьеса эта, несмотря на всю свою нелепость, безобразно извращающая мифы, и особенно характер Эвридики и Орфея, очень смешна: Яблочкин и Озеров (Юпитер и Плутон) здесь заставляют хохотать до боли в подреберье; Прокофьева канканирует; публика заставляет ее повторять канкан; заставляет аркадского принца повторять куплеты; и все очень довольны. По впечатлению – эта ничтожная пьеска напоминает «Десять невест и ни одного жениха», и в них обеих даже участвуют почти все одни и те же самые актеры. Оба эти пустых, но очень смешных фарса сделались у нас любимыми из веселых вещей, и, вероятно, повторение их в нынешнем сезоне будет бесконечное. Смех, ими возбуждаемый, разумеется, смех не гоголевский, а польдекоковский – смех не сатиры, а фарса, несмотря на то что «Орфей в аду» имеет претензию на обличительную сатиру и тоже очень нежно лащит нигилистов. Но вообще из новых, прошлогодних вещей это самая популярная: куплеты аркадского принца поют на улицах и на них же ссылаются газетные фельетонисты, обыкновенно ссылавшиеся прежде на Гоголя».

Несколько фактов из истории данной оперетты.

В основу сюжета оперетты «Орфей в аду» положен древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, согласно которому Орфей должен спустится в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику. Но античность либреттистами данной оперетты была доведена до обыденного и сочеталась со злым гротеском. Это был выпад против лицемерия и застоявшихся, косных представлений: авторитетов не существовало, и то, что казалось неоспоримым и вечным, представало мелким, земным и слабым, над чем можно было уничтожающе смеяться, кружась в канкане наравне с богами.

Жак Оффенбах (1819-1880) — французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.  Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Г. Берлиоз.  Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году ему впервые удаётся поставить водевиль  со своей музыкой в театре Пале-Рояль  — это был дебют Оффенбаха в качестве театрального композитора. В 1847 году он получает место дирижёра в Театре-Франсэ.  К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафантена. 

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского  театра Комеди Франсэз.  В 1855 году появляется жанр оперетты:  Оффенбах открывает маленький театр, под названием Буфф-Паризьен  и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов, многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. В 1858 году были сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.  Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех. За «Орфеем» последовало около сотни оперетт. Они ставились повсюду в мире.  Как мы видим из статьи Лескова, не обошли они и Россию. Ситуация с опереттой «Орфей в аду» зеркально повторилась: публика активно ходила на постановки, песенки напевались повсюду. Ну а критика, в лице будущего великого писателя, не дремала.