Памятник Н.С. Лескову. Тупейный художник.

Памятник Н.С. Лескову. Тупейный художник.

«В Орле прошли мои детские и юношеские годы», — писал Н.С. Лесков. Орловская тема – одна из центральных в творчестве писателя. Сюжеты многих  произведений нашего земляка  связаны с Орлом, с Орловским краем. Перед нами рядом с сидящей фигурой Н.С. Лескова на колоннах, полукругом, стоят его герои – орловские судьбы, орловские характеры.

На двух колоннах, похожих на декорации провинциального театра, представлены персонажи рассказа «Тупейный художник». Талантливый гримёр и парикмахер Аркадий, профессия которого называлась «тупейный художник», готовит к выходу на сцену крепостную актрису Любовь Онисимовну. Она оценивает его работу в зеркальце и остаётся ею довольна: причёска прекрасная, грим подобран удачно. В основу рассказа легли подлинные орловские события. Живя с родителями в Орле на 3-ей Дворянской улице (сейчас улица Октябрьская), Лесков лично был знаком с нянюшкой своего младшего брата Любовью Онисимовной. Её рассказ о трагической  любви к Аркадию и лёг в основу произведения «Тупейный художник», который имеет подзаголовок «рассказ на могиле». Любовь Онисимовна часто водила ребятишек гулять на Троицкое кладбище в Орле, где садилась «всегда на одну простую могилку с старым крестом», в которой был похоронен её возлюбленный Аркадий, и «указывая на мрачные и седые развалины» театра, вспоминала свою молодость. Тут будущий писатель и узнал от этой ещё не старой, стройной женщины с нежными чертами лица историю «тупейного художника». Когда-то Любовь Онисимовна была крепостной актрисой орловского театра графа М.С.Каменского, который был виден с Троицкого кладбища. Лесков пишет: «Ребёнком, в сороковых годах, я помню ещё огромное серое деревянное здание с  фальшивыми   окнами,     намалёванными  сажей               и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр». Любовь Онисимовна блестяще играла на сцене этого театра, была очень хороша собой. Крепостных актрис тогда готовил к выходу на сцену красавец Аркадий, который их «рисовал и причёсывал». Молодые люди полюбили друг друга, но приглянулась красавица Любонька самому графу Каменскому. Чтобы спасти свою честь, она бежала с Аркадием из театра. Однако побег не удался, их схватили, Аркадия отправили в солдаты, а её бросили на скотный двор. Через три года Аркадий вернулся в Орёл в чине офицера. Он хотел выкупить свою возлюбленную, но на постоялом дворе его зарезал и ограбил дворник. Оставшись одна, Любовь Онисимовна ушла в няньки и пристрастилась к заветному «плакончику», чтобы приглушить свою боль.  Рассказ «Тупейный художник» — обвинительный акт крепостничеству, самодержавной России. Впервые он был издан  с датой: «19 февраля 1883года. День освобождения  крепостных и суббота поминовения усопших», а эпиграфом взяты слова из погребальной песни «Души их во благих водворятся», т.е. в людей праведных, «чья совесть снега белей», как писал Лесков. Некоторые из этих праведников  также представлены у памятника Н.С. Лескову.

Старший научный сотрудник Дома-музея Н.С. Лескова    Синякова Т.Ю.