С «Левшой» в международный День левшей.

С «Левшой» в международный День левшей.

Левша – один из самых ярких образов  в галерее лесковских «праведников». И в международный День левшей, предлагаем вспомнить иллюстрации к этому замечательному сказу Николая Семёновича Лескова о талантливом и смекалистом русском народе. В советскую эпоху Лесков был автором, привлекавшим, кажется, изо всех классиков преимущественное внимание художников.

Николай Васильевич Кузьмин (19 декабря 1890 – 9 января 1987) — советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Из книги Н. Кузмина «Художник и книга»: «К давно задуманным эскизам для «Левши» я приступил исподволь, втихомолку, никому из посторонних не показывая сделанного. Когда все было решено до деталей, я рискнул показать макет «Левши» в издательстве, где он всем понравился. Я возил эскизы в Ленинград показывать А.Н. Лескову. Он воспринял их с горячей заинтересованностью. <…> Рисунки к сказу «Левша» я делал более 4-х лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз. Скажу также об общем стиле иллюстраций – он, разумеется, диктовался самим складом данного литературного произведения. Стиль рисунков близок к стилю старинных русских народных картинок».

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

 Псевдоним Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В 70-х годах 20 века свое прочтение «Левши» предлагают в своей серии Кукрыниксы. Эта серия широко известна, увенчана медалями и премиями. Стиль авторов узнаешь в ней моментально: рисунки «наэлектризованы» саркастической экспрессией. Как удачно заметил один критик, здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида; при гневном, «щедринском» поставе пера Кукрыниксы легко нашли своим чувствам стилистическое решение, подсказанное скорее многолетней работой в сфере политической карикатуры с ее ненавистью к объекту, чем проникновением в дух лукавого лесковского письма.» Позаголовок Николая Семеновича Лескова – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» – определил стилевую задачу иллюстраторов. Сказ – значит быль, притворившаяся сказкой. Якобы веселое и смешное действо, балаган, а на самом-то деле подлинная история погибели замечательного таланта.

Аркадий Георгиевич Тюрин (16 октября 1923 – 13 января 2003) – советский художник, художник-постановщик мультипликации. Окончил художественно-графический факультет МГПИ имени В. И. Ленина. С 1957 по 1962 годы учился во ВГИКе (художественный факультет, мультипликационное отделение, мастерская И. П. Иванова-Вано).
В конце 1950-х годов начал работу над темой «Левша» по сказу Н С. Лескова, что стало его дипломной работой. Был художником книг — им оформлено более 40 изданий, в числе которых – «Левша» Николая Лескова в 1967, в 1973, в 1981, в 1994. Иллюстрации к сказу выполнены были в стиле русского лубка. Особенность издания Левши 1981 года  издательством «Советская Россия»— это то, что в нем применены мультипликационные приёмы в книжной графике. 

До последних дней своей жизни Аркадий Георгиевич преподавал во ВГИКе.

С 1962 по 1964 годы  работал над мультфильмом  «Левша», который вышел в 1965 году  и получил почетный диплом VII Международного кинофестиваля короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге. 

На фотографиях:

1-3. Иллюстрации Н. Кузьмина к «Левше».

4-6. Иллюстрации Кукрыниксов к «Левше».

7-9. Иллюстрации А. Тюрина к «Левше».