Фото. А.П. Чехов. 1890-ые годы. Москва.

  • А.П. Чехов (1860-1904) – замечательный русский писатель, драматург; друг И. Бунина с 1895 года, любимый писатель-современник И.А. Бунина.

В очерке воспоминаний о Чехове в 1904 году И.А. Бунин писал:

  • «У меня ни с кем из писателей не было таких отношений, как с Чеховым. За всё время ни разу ни малейшей неприязни».

С 1901 года в Ялте (в Крыму) на знаменитой даче А.П. Чехова, в его семье, И.А. Бунин принимался, по его воспоминаниям, как родной. Многие годы Бунин был дружен с матерью А.П. Чехова и его сестрой — М.П. Чеховой. А.П. Чехов был на 10 лет старше И.А. Бунина, но относился к Ивану Алексеевичу, как к равному. Иван Алексеевич тяжело переживал смерть любимого писателя и друга в 1904 году. В последний год своей жизни, в  1953 году И. Бунин писал большую книгу воспоминаний об Антоне Павловиче. 

  • Незаконченную рукопись Бунина «О Чехове» его жена Вера Николаевна Муромцева-Бунина издала в Америке, в 1955 году.

Для издания незаконченного произведения И. Бунина Вере Николаевне пришлось подкорректировать рукопись писателя, а также (вместе с писателем М.А. Алдановым) написать предисловие к книге.

Известно, что И.А. Бунин здраво мыслил и работал до последних дней жизни. В.Н. Муромцева-Бунина вспоминала, что в день смерти Иван Алексеевич уточнял с ней дату рождения А.П. Чехова. С этого уточнения и начинается книга «О Чехове»:

  • «В метрическом свидетельстве указано, что Чехов родился 17 Генваря. Между тем Антон Павлович в письме к сестре пишет (16 января 1899 г.): «Сегодня день моего рождения, тридцать девять лет».

В книге-воспоминании «О Чехове» Бунин подробно описал все свои встречи и разговоры с Антоном Павловичем, начиная с первой мимолётной встречи в Москве в конце 1895 года.

Читая произведение Бунина о Чехове, видишь Антона Павловича живым, совсем не мрачным человеком. Лишний раз убеждаешься, что А.П. Чехов был мужественным человеком и поистине великим русским писателем. Есть у   И.А.Бунина и стихотворение, посвящённое А.П.Чехову. Оно называется «Художник».

Хрустя по серой гальке, он прошёл

Покатый сад, взглянул по водоёмам,

           Сел на скамью… За новым белым домом

Хребет Яйлы и близок и тяжёл.

 

Томясь от зноя, грифельный журавль

Стоит в кусте. Опущена косица,

Нога –как трость… Он говорит: «Что, птица?

Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»

 

Он, улыбаясь, думает о том,

Как будут выносить его – как сизы

На жарком солнце траурные ризы,

Как желт огонь, как бел на синем дом.

 

« С крыльца с кадилом сходит толстый поп,

Выводит хор… Журавль, пугаясь хора,

Защёлкает, взовьётся от забора –

И ну плясать и стукать клювом в гроб!»

 

В груди першит. С шоссе несётся пыль,

Горячая, особенно сухая.

Он снял пенсне и думает, перхая:

« Да-с, водевиль… Всё прочее есть гиль.»