Цикл публикаций «Творчество Леонида Андреева в комментариях».
«РАССКАЗ О СЕРГЕЕ ПЕТРОВИЧЕ»
Впервые рассказ был опубликован в журнале«Жизнь» в октябре 1900 года (№ 10).
В основу «Рассказа о Сергее Петровиче» положено подлинное происшествие: самоубийство в 1896 г. студента-естественника, орловца, товарища Андреева по Московскому университету – Григория Петровича Третьякова. В хранящемся в ЦГАЛИ черновом наброске рассказа он еще выведен под собственным именем. Прототипом студента Новикова, с которым Сергей Петрович полемизирует, был другой товарищ Леонида Андреева – Владимир Александрович Плотников, впоследствии видный советский химик, академик.
Творческий замысел рассказа проясняет запись в дневнике Андреева, сделанная 1 апреля 1900 г.: «… Написал рассказ “Сергей Петрович”, который я считаю крупным относительно и моих прежних рассказов и относительно многого в текущей русской литературе. Это рассказ о человеке, типичном для нашего времени, признавшем, что он имеет право на все, что имеют другие, и восставшем – против природы, которая создала его ничтожным, и против людей, которые лишают его последней надежды на счастье. Кончает он самоубийством – “свободной смертью” по Ницше, под влиянием которого и рождается у моего героя дух возмущения».
Отношение к «Рассказу о Сергее Петровиче» критики было довольно прохладным. Н.К. Михайловский нашел, что рассказ растянут. Явно не поняв авторских намерений. «Русские ведомости», например, уверяли, что «”Сергей Петрович” взят без всякого отношения ко времени и пространству».
В письме к А.А. Измайлову Андреев, не соглашаясь с критиками, утверждал: «На мой взгляд – я и сейчас держусь его, — этот рассказ хорош не столько по форме, которая, несомненно, должна была быть лучше, сколько по значительности и серьезности содержания».
Прошло некоторое время, и справедливость авторской оценки подтвердилась. Сдержанный отзыв М. Горького после чтения рассказа Андреева в рукописи изменился на восторженный. В сентябре 1901 года он писал автору из Нижнего Новгорода: ««”Рассказ о Сергее Петровиче” – хорошая, умная и тонкая вещь, — представьте! Раньше это не нравилось мне, а теперь вот прочитал и сказал – ого!». Еще более восторженно отозвался об этом произведении В.В. Стасов: «Это что-то невероятное для русского <…>. <…> В России так никто из авторов не писал и не думал».