В музее писателей-орловцев в зале «Серебряного века» представлен портрет писателя Ивана Алексеевича Новикова работы Веры Гавриловны Клюшиной. Имя автора не значится среди художников и портрет явно любительский. Он был написан в 1910 году в Париже. На портрете Новиков изображён в синей рубашке, которая очень подходит к его сине-голубым глазам. Эти глаза хорошо запомнила Елена Александровна Благинина. «На прогулке в Переделкино, — писала она, — мы присели отдохнуть на пеньки. Иван Алексеевич сидел против света и, разговаривая, поднял на меня глаза. «Господи, — сказала я, — какая в глазах ваших синяя синева! Он улыбнулся мягко, развёл руками и в растяжечку: «Орловские мы!».
О Вере Гавриловне Клюшиной известно немного. Она была учительницей рисования и подругой Ольги Алексеевны Новиковой, сестры писателя.
Новиков познакомился с ней «на голоде». В 1898 году в России разразился страшный голод. Миллионы крестьян остались без хлеба. Иван Новиков, студент Тимирязевской академии как и другие молодые интеллигенты-демократы, отправился на «борьбу с голодом» и болезнями в большое татарское село Каменку Чистопольского уезда. Он увидел потрясающие картины нищеты и разорения российской деревни, заглянул в самую глубь народных страданий. Новиков участвует в устройстве общественных столовых, собирает средства, распределяет продукты, лечит население, выступает в печати с открытыми письмами в газете «Курьер», взывая о помощи, привлекая внимание к несчастным людям. «Кошмар в том, что вы один в селе с населением в две тысячи душ, вы один!», — писал он.
В следующем году Новиков снова побывал на голоде теперь уже в Бессарабии. Обе поездки стоили ему цинги, а в творческом плане дали материал для первого рассказа «Сон Сергея Ивановича», пьесы «В пути», повестей: «Искания» и «Крест на могиле».
В повести «Искания», написанной в форме дневника, он рассказывает о своей встрече с Верой Клюшиной. Вера – гимназистка, сирота, добрая, сильная, властная, прямолинейная, земная воспитывалась у дальних родственников. Новиков романтик, мистик. В Каменке у Хасана Даутова они жили под одной крышей. Влюблённая Вера тогда же подарила Новикову свою фотографию с надписью: «На память названному брату Марусе от Веры».
По возвращении из Каменки Новиков заболел цингой. Вера преданно ухаживала за ним и основательно вошла в его жизнь. Новиков чувствует, что этой молодой девушке не хватает знаний и в дневнике делает запись: «для настоящего её периода самое главное общее её развитие и приобретение знаний».
Имя Веры Гавриловны Клюшиной значится в списке лиц начала 1900-х годов, «окончивших, выбывших или подававших прошение о приёме на естественное отделение историко-философского факультета».
В конце мая 1900 г. Новиков был на отдыхе в Ильково.
2 июня он написал: «Лежу растянувшись на животе на сене. солнце жжёт и меня и всё вокруг меня. Никуда не хочется тронуться. Хорошо. Да, я чувствую, что становлюсь здоровым, чувствую природу и наслаждаюсь ею».
30 сентября он пометит такой записью: «Сегодня было чудесное утро, светлый денёк и славный вечер. Верочка сидит в моей комнате и перерисовывает мою драму «В пути». Рабочая тетрадь Новикова с записями была посвящена Верочке.
В 1910 г. Новиков совершил поездку заграницу. Это была полугодичная научная командировка от Департамента земледелия: Франция, Италия, Нормандия. «Из области искусства,- писал Новиков,- особенно сильное впечатление произвела на меня живопись — Италия, Лувр». В это время там в Париже Вера Гавриловна пишет с него портрет маслом.
Племянница Новикова Елена Альбертовна Шанявская в книге «Межи мои» о ней вспоминала, «В юности она ездила в Париж, где увлекалась новой французской живописью. Парижские аллеи, женщины, сидящие на скамейках. Серовато-зелёные тона, как бы подёрнутые лёгкой дымкой».
Характер Веры Гавриловны Клюшиной, подруги юности Новикова, стремительной энергичной, увлекающейся новой французской живописью, отчасти проявился при написании этого портрета. Несмотря на то, что по словам родных, «она любила его без памяти» он навечно связать себя с ней не захотел.
В 1915 году в Москве вышел его роман «Дом Орембовских» («Между двух зорь»). В нем раскрыто душевное состояние целого поколения между революциями 1905 – 1917 годов. «… Правдивый документ, материал для изучения эпохи», — писала критик Чеботаревская.
Роман был посвящён Вере Гавриловне Клюшиной. Он имел успех у читателей и критики.
Вера Гавриловна скончалась летом 1935 года.