Существует малоизвестный психологический фильм, снятый в 1989 году, в СССР, совместно с ФРГ и Швецией. Сюжет заключается в наступлении экологической катастрофы, выкосившей представителей цивилизации. В живых остался только один человек. Режиссура и сюжет строятся на размышлении, поиске смысла жизни. «Посетитель музея» видит сумерки грандиозных событий, существовавшей цивилизации и культуры. И теперь он – наедине с ней.
Исследователь – музеевед Алла Сгибова полагает, что этот образ очень удачно отображает категорию «посетителей музея». Субъект, который многое знает о благах цивилизации, он приходит в пространство музея, чтобы «остаться наедине с собой». По сути, здесь происходит интереснейший диалог прошлого и настоящего.
Сегодня «посетитель музея» – активный и познающий субъект музейной коммуникации, во многом сам формирующий и определяющий смысл тех или иных артефактов.
Кстати, заметили, что модное слово «артефакты» что-то совсем вытеснило привычное «экспонаты»? Хоть и только ленивый не слышал про «на выставке Ван-Гога, Я – главный экспонат», но все же в научном и музейном пространстве отдается предпочтение именно «артефактам». Между тем, артефакт понятие более узкое, это составная часть экспонатов.
В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, корсеты, крестильные рубашки, чучела животных, документы и многое другое. Артефакт – это и объект искусственно созданный, и чучело медведя из краеведческого музея. Все же уместнее называть это экспонатом.
Знакомые, которые не любят ходить в музей, есть у каждого из нас. Ну, или они там были в розовом детстве, и больше не собираются. Спросишь, почему, получишь ответ: «Там скучно» или «Безжизненно». Да, так, наверно часто и происходит, когда музей вместо объекта живого интереса музей превращается в место календарно – ритуального – для галочки посещения. Процесс этот характерен для учебных заведений.
Начиная с 70-х годов прошлого века именно экспонат довлел над всем.
В современных же моделях музейной коммуникации акцент ставится на психологические особенности взаимодействия музея и посетителя, невербальную коммуникацию, внутренний опыт посетителя.
Современным музеям все сложнее конкурировать за внимание посетителя с телевидением, Интернетом, различными медиа – технологиями. Поэтому подача себя в соцсетях, своя реклама, все то, что существует, чтобы «зацепить» посетителя» приобретает особую актуальность. Для этого, в частности, используется особый прием – это своего рода реклама, анонс, представляющий собой образовательный компонент, подаваемый в развлекательной форме, с непосредственно информированием о деятельности своей организации.
Основная цель рекламных музейных мероприятии на современном этапе – провоцировать мыслительный процесс, привлекать и озадачивать.
Один из таких ярких примеров – автопортрет Ван Гога, представленный очень интересно и нестандартно. Прямо на автопортрете, в области лица можно видеть следующую надпись.
«Я видел провал гения. Я видел последние годы Винсета Ван Гога. Я видел француза, неооценивающего меня. Я видел, как мастер умирает в нищете. Я увидел раскаяние Европы. Я видел миллионеров, выкрикивающих свое имя на аукционах. Я видел новые дома. Я видел, как взрослые учат, я видел, как дети учатся. Я видел, как новое здание в Бразилии стало самым посещаемым музеем. Но после всего этого остается еще кое-что, чего я не видел еще – это Тебя. Приходи. Я хочу тебя увидеть».