Мы находимся на пороге самых волшебных праздников, которые с нетерпением ожидают не только дети, но и взрослые – это Новый год и Рождество! Новый год ассоциируется у нас не только с подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, наряженной ёлкой и праздничными фейерверками, а ещё с важным для каждого человека словом семья. Праздничная новогодняя ночь во все времена была прекрасной возможностью погреться теплом семейного счастья! Вот и наш земляк, известный историк Тимофей Николаевич Грановский, соглашаясь с этим, писал в далёком XIX веке одной из своих сестёр: «Что за праздник не дома…»
Грановский покинул своё семейное гнездо примерно в восемнадцатилетнем возрасте, когда принял решение о поступлении в Петербургский университет. До этого его разлуки с семьёй не были значительными. И вот в 1831 году, став студентом юридического факультета Петербургского университета, юноша вступил в пору самостоятельной жизни. К этому времени умерла его горячо любимая мать Анна Васильевна, а отец Николай Тимофеевич был по жизни человеком слабохарактерным и беспечным. И можно сказать, что с этого времени на плечи юного Грановского легла ответственность не только за себя, но и за судьбы брата Платона и сестёр – Варвары и Александры. Ради их будущего и своего собственного Грановский должен был трудиться, что есть сил. Сначала учёба и работа в Петербурге, далее трёхгодичная стажировка в Берлинском университете, а по приезде преподавательская деятельность в Московском университете. И лишь в незначительные приезды домой – встреча с семьёй, а в перерывах между встречами – многочисленные письма, наполненные нежности, любви и тоски.
До нас дошли письма Грановского к его сестрам в книге А.В. Станкевича «Т.Н. Грановский и его переписка. Т. II». Письма показывают нам теплые, доверительные отношения между братом и сестрой. Они наполнены радостью и печалью, переживаниями и заботой старшего брата о семье, вдали от которой ему не раз доводилось встречать Новый год и прочие праздники. Конечно же, Тимофей признавался, что праздники вдали от семьи были для него скучны, безрадостны и зачастую проходили в одиночестве, а порой и в болезни: «Мои праздники изменили мне – ты узнаешь почему, столько писал к папеньке о своей болезни, что даже надоело говорить о ней. Я провёл все Святки в своей комнате…» При этом Грановский всегда интересовался, как справляют Новый год дома и никогда не забывал поздравить домашних. В преддверии 1833 г. Грановский писал сестре: «Поздравляю тебя, милая Варенька, с праздниками, желаю от искряннего сердца, чтобы наступающий новый год принёс тебе 365 весёлых дней. Дай Бог тебе почаще смеяться, танцовать и писать к покорнейшему слуге. <…> Как проводите время – напиши». А в конце почти каждое письмо завершалось словами: «Целую Платона, Сашу и няню. Любящий тебя брат Т. Грановский».
Вопрос Грановского «как проводите время – напиши» – для нас остался без ответа, т.к. известны письма только одного корреспондента. По ним мы не можем сложить представления о том, как справляли Новый год и какие новогодние традиции были в семье историка. Но Новый год всегда считался семейным праздником, в который принято собираться всей семьёй за праздничным столом, навещать родственников, поздравлять на словах друг друга, дарить подарки. Семейные традиции Нового года разнообразны. Они меняются каждый год: появляются, живут, умирают, вновь возрождаются. Новогодней традицией Грановского можно считать написание новогодних поздравительных писем домой, туда, где всегда была его душа, ведь «Что за праздник вне дома?!»
Дорогие друзья, желаем вам создавать свои новогодние традиции, передавать их последующим поколениям. И не забудьте в этот Новый год написать поздравительные письма своим родным и близким, которые находятся по какой-то причине далеко, но душой вместе с вами!
Счастливого Нового года!