Если спросить, какое время года любил Фет, то почитатели его поэзии ответят – весну. Недаром Л.Н.Толстой заметил, что весной у Фета повышаются «поэтические дрожжи». Фет, действительно, любил, и каждый год ожидал весну. Однако и к зиме он не оставался равнодушным. Достаточно вспомнить строки его стихотворения:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом…
В 1850 году это стихотворение открывало второй сборник стихов поэта, о котором критик Аполлон Григорьев скажет, что в нём Фет выразил «не только свою любовь к русской природе, но и то, что, несмотря на немецкую фамилию Фет, он русский и как поэт, и как человек».
В этом же его сборнике появилось замечательное стихотворение знакомое нам с детства – «Печальная берёза». Оно было написано ещё в студенческие годы поэта.
Из окна дома Ап. Григорьева, в котором Фет жил все годы учёбы в университете, он мог наблюдать жизнь берёзы в разные времена года. И однажды он увидел, что ещё вчера живая берёза по прихоти мороза стояла в траурном наряде. Она была очень красива в своём трауре, и Фет пропел ей, настоящий гимн.
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В 1878 году Фет писал: «что касается до стихов, то это молния, которая приходит и уходит и зимой бывает как исключение». Стихотворение «Печальная берёза» стало прекрасным исключением поэта.