«Я опять хочу читать публичный курс» –признавался Грановский в 1845 г. И уже в конце года он начал читать второй курс публичных лекций, посвящённый сравнительной истории Англии и Франции. Эти чтения вызвали не меньший общественный резонанс, чем предыдущие: «Публичные лекции идут хорошо. Публика многочисленна и внимательна, – писал Грановский Фролову. – Разумеется, есть и другие стороны: кривые толки, сплетни, клевета, обвинения в том и другом и т.п. Но я уж несколько привык к этому, когда в первый раз читал свой публичный курс. Теперь я был готов».
В лекциях этого периода Грановский продолжает проводить и углублять идею о пользе истории. В его устах история представляла собой не просто увлечённое повествование о событиях прошлого, но и служила материалом для высказывания своего отношения к современности, а также помогала «нащупывать» те пути, по которым должно следовать общество в будущем. Лектор подчёркивал «бесконечность человеческого прогресса», который, по его мнению, заключался в развитии идей, научных знаний и творческой деятельности исторических личностей.
Изложение курса лекций Грановский начал с указания, что в средние века между разными народами существовали связи, но в то же время на протяжении веков между ними отмечалась и борьба. «Возникновение и развитие этой борьбы будет предметом моих лекций» – отмечал Грановский.
Говоря о происхождении английской и французской наций, лектор подчёркивал разнообразие этнических источников в образовании этих наций. Наиболее значимым по численности из всех элементов, впоследствии составивших величие Франции, был «кельтский элемент. Именно он послужил основанием для исторического развития Франции». Это разнообразие этнических элементов Франции обусловило особенности развития разных французских провинций, объединение которых имело прогрессивный характер.
Англия, как и Франция, также не имела этнического единства. Надо отметить, что Грановский указывал, что в Европе вообще «народов чистой крови нет». Каждый народ Европы принял в себя бесчисленное множество элементов. Этим и объясняется могущество и богатство идеи в европейской цивилизации. Говоря об особенностях исторического развития Англии, историк отмечал природные географические условия, определившие быт отдельных провинций страны.
Как в лекциях для студентов, так и во втором курсе публичных лекций, Тимофей Николаевич поднимал тему крепостного права. Он давал слушателям яркую характеристику положения рабов в Древнем Риме. Перед аудиторией звучал приговор Грановского: «Многие смотрят с завистью на древний мир, на его общественную жизнь, на роскошь и ставят его выше современности. Но стоит только вглядеться, и мы увидим, какими страшными жертвами покупал он возможность этой роскоши и блеска немногих лиц». В другой лекции он мастерски показал тяжёлое положение средневекового крепостного крестьянства, обозначая, что от рабов крепостные отличались тем, что платили только подати. Но для феодала разницы между ними не было: «и тот, и другой были его поданными, он их судил своим дворянским правом». Конечно же, говоря о бесправном положении римских рабов и средневековых крепостных, Грановский имел в виду русских крестьян. Испытывая глубокое сочувствие к положению угнетённых, лекции историка были пропитаны духом исключительной человечности и имели успех перед многочисленной аудиторией слушателей, ведь в них выступала рвавшаяся вперёд смелая общественная мысль.