На минувшей неделе члены Орловского Тургеневского общества посетили музей областной клинической больницы, расположенный на третьем этаже современного поликлинического корпуса на Бульваре Победы.
Тургеневцев гостеприимно приняли Ирина Федоровна Сапронова и Валентина Михайловна Мамошина, занимающиеся музеем уже много лет.
Один из интереснейших в регионе ведомственных музеев был открыт в 1982 году к 200-летю больницы. Непосредственное участие в его создании принимали врач-окулист В.Л. Цветков, заведующий оргметодотделом В.И. Глущенко, заведующая библиотекой Э.К. Горобец, чуть позже к ним присоединилась Л.А. Сорокина.
Сейчас музей занимает два небольших зала, насыщенных экспонатами, стендами, витринами. Все сделано с огромной любовью и уважением к орловским медикам, спасающим жизни людей вот уже третий век.
Особый интерес гостей вызвал рассказ Ирины Федоровны о героической странице больницы, связанной с деятельностью на ее территории подпольного госпиталя в годы фашистской оккупации.
3 октября 1941 года немцы взяли Орел. В госпиталях города оставалось около тысячи раненых бойцов и командиров Красной Армии. Вместе с ранеными остались начальники отделений окружного госпиталя С.П. Протопопов, Б.Н. Гусев, врач А.А. Беляев. К ним присоединился начальник армейской госпитальной базы бригвоенврач В.А. Смирнов. Организация подпольного госпиталя – их заслуга.
Немцы потребовали освободить помещения, и раненых на носилках с помощью местных жителей перенесли в областную больницу на окраину города, где еще оставались больные горожане, колхозники и медперсонал, который не успел эвакуироваться. Медсестрам, заведующей аптекой М.А. Зайцевой и фармацевту П.В. Чикиной удалось спрятать от врага почти весь запас медикаментов, перевязочного материала, инструментов, мыла, белья.
Эта больница получила название «русской больницы». Она существовала официально для оказания помощи местным жителям, но подпольно в ней проводилась работа по спасению раненых бойцов и командиров Красной Армии, которых гитлеровцы объявили своими военнопленными. Главным врачом, как старший по званию, был избран В.А. Смирнов, его заместителем стал врач А.А. Беляев.
Буквально за ночь врачи и медсестры переписали истории болезней командиров и политработников, сделав их рядовыми. Подлинные истории болезней и форму сожгли в печах. И, когда фашисты потребовали выдать командиров, им ответили, что те были эвакуированы с отступающими частями Красной Армии. Потом вылечившиеся военнослужащие становились гражданскими, им вручалась справка о том, что они находились на излечении в «русской больнице». Многие долечивались на квартирах у надежных людей под видом родственников, затем им помогали уйти из города. Отчитываясь перед военной комендатурой, ушедших списывали как умерших.
Врач-хирург «русской больницы» С.П. Протопопов в своих воспоминаниях писал: «В корпус, где мне пришлось работать, постепенно были свезены все оставшиеся в Орле раненые. Таким образом, собралось около 900 человек, и они были размещены в помещении, рассчитано максимум на 250 человек». Не одно место пришлось поменять «русской больнице». Увеличивалось Когда 5 августа 1943 г. Орел был освобожден, «русская больница» передала командованию более 200 солдат и офицеров, 22 боевых летчика, а облздравотделу – больницу на 300 коек.
Однако медики-герои могли стать жертвами репрессий, если бы ни высокая оценка их деятельности главным хирургом Красной Армии Н.Н. Бурденко, который дал правдивую высокую оценку деятельности медперсонала больницы в годы оккупации: «У вас тут настоящий подпольный госпиталь. Это выигранное сражение!»
К сожалению, до сих пор не все герои получили награды, не все упомянуты на мемориальной доске, установленной на административном здании больницы.
Сейчас современные врачи и медсестры продолжают нести высокую миссию – служить людям, и дай Бог им быть достойными продолжателями традиций, заложенных легендарными предшественниками.
На память о встрече заведующая музеем И.С. Тургенева преподнесла Ирине Федоровне подарки.