Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева) «Молчание»

Цикл публикаций «Герои и прототипы» (к 125-летию литературной деятельности Леонида Андреева) «Молчание»

В основу рассказа «Молчание» положено действительное событие, произошедшее в Орле: самоубийство дочери священника Андрея Казанского (1830-1903) из Успенской церкви (Михаила Архангела). Андреевы были прихожанами этой церкви, и о. Андрей крестил 11 августа 1871 года их первенца – Леонида.

На рубеже XIX и XX веков на месте нынешнего сквера, вдоль берега и вокруг храма, стояли купеческие дома. В большинстве своем они были двухэтажные, полностью каменные или с деревянным вторым этажом. А перед церковью стоял небольшой деревянный дом с мезонином, в котором и жил со своей семьей священник Андрей Казанский. Рассказывали, что священник был жесток и деспотичен. Не выдержав отцовского произвола, его дочь — гимназистка бросилась под поезд. Орловцы узнали ее в гордой героине рассказа Андреева «Молчание». А в образе «каляного попа» о. Игнатия все увидели своего строгого священника о. Андрея Казанского. Дом Казанского был снесен при строительстве моста. В фондах Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева (ОГЛМТ) хранится фотография этого дома.

Сначала Леонид Андреев был невысокого мнения о рассказе и не торопился его отдавать в печать. В начале сентября 1900 года, он показал рукопись Максиму Горькому, приехавшему в Москву. С этим рассказом Горький и привел Андреева в первый раз на собрание литературного кружка «Среда».

Н.Д. Телешов вспоминал:  «Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.

— Я вчера его слушал, — сказал Горький, — и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.

<…>

Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:

— Черт возьми, опять меня прошибло!

“Прошибло“ не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка “Среда“ приобретала хорошего, талантливого товарища».

Л.Н. Толстой оценил «Молчание» высшим баллом «5».