Отрывок из книги Якова Хелемского «На темной ели звонкая свирель». Яков Хелемский – поэт, военный корреспондент. Ушёл на фронт добровольцем. В качестве военного корреспондента прошёл путь от Ельца до Кенигсберга. В годы войны Хелемский стал свидетелем освобождения многих заповедных мест, в том числе Ясной поляны, Спасского-Лутовинова, Орла.
«Спустившись по улице, я пересек ее и подошел к дому, где до недавнего времени помещался Тургеневский музей.
Говорили, что дом этот, подожженный фашистами, успели погасить бойцы, прорвавшиеся сюда вчера на рассвете. Соседний особняк, отделенный от музея лишь каменной оградой, был взорван немцами.
Близость катастрофы и следы пожара резко обозначились на стенах уцелевшего здания. Белые когда-то, они покрылись копотью и грязными потеками. Штукатурка, исклеванная железными и каменными осколками, осыпалась, обнажив кирпичную кладку. Барельефное изображение Тургенева потемнело от гари и пыли. Окна зияли чернотой. Она казалась особенно густой при свете августовского дня. Стекла, как везде в городе, были выбиты, не помогли и перекрещенные бумажные полоски… Это был тот самый дом, который принадлежал Ольге Васильевне Галаховой, дом, куда она вывезла из Спасского мебель, книги, личные вещи Ивана Сергеевича.
В 1918 году, в ноябре, когда минуло сто лет со дня рождения писателя, здесь был открыт мемориальный музей – одно из первых культурно-просветительских учреждений республики.
…И вот теперь я стоял перед стенами этого дома, откуда, к счастью, в сорок первом были эвакуированы все реликвии. Пожалуй, лишь барельеф между двумя окнами напоминал о прежнем назначении опустевшего здания. Чуть ниже кто-то вывел крупными и неровными буквами – Заминировано.
Значит, наши саперы уже побывали здесь, проверить и обезопасить помещение не успели: работы у них в городе хватало, но о возможной угрозе предупредили. Собственно, даже не будь этой надписи, входить внутрь было незачем. Я уже знал, что оккупанты открыли в этом доме казино для своих офицеров, что комнаты загажены, что, кроме пустых бутылок, окурков и непристойных картинок на стенах, ничего там нет. Стоило ли осматривать эти пакостные следы? Нагляделся я на такое после ухода немцев и в Ясной Поляне, и во Мценске, и в Спасском…»
Иллюстрации из книги Якова Хелемского «На темной ели звонкая свирель», Издательство «Детская литература», Москва, 1971 год.
- Здание музея И.С. Тургенева после освобождения города.
- Вход в здание краеведческого музея (взорвано 3 августа 1943 года). Рисунок из походного альбома старшего лейтенанта И.К. Эткина.
- Мост через реку Орлик, взорванный немцами. Рисунок из походного альбома старшего лейтенанта И.К. Эткина.