Рассказ «Весенние обещания» навеян орловской действительностью. Леонид Андреев даже не стал менять фамилию главного героя – кузнеца Меркулова. Жители Пушкарных улиц хорошо знали и побаивались этого сильного и непредсказуемого человека. Жил Меркулов недалеко от дома Андреевых. Еще в начале двухтысячных на улице Садово-Пушкарной можно было видеть старый, наполовину вросший в землю, дом.
«Кузница Меркулова помещалась в землянке, и на землянку была похожа и хата, у которой кривые окна с радужными от старости стеклами дошли до самой земли. <…> нехорошо и темно было в <…> хате Меркулова, и все в ней было кривое, черное, грязное той безнадежной грязью, которая въелась в дерево и вещи и стала частью их. Один угол покосился, и окно стояло в нем как-то нелепо, боком, а потолок был черный от копоти, и вместо всяких украшений на стене были наклеены цветные этикетки от бутылок: “Наливка киевская вишневая”» (Л. Андреев. «Весенние обещания»).
Как «тяжелый сон» проходит жизнь кузнеца. И только с наступлением весны что-то меняется в его душе. Весь год Меркулов ждет Пасху – «того счастливого дня, когда можно будет подняться на церковную колокольню и звонить сколько хочешь – от обедни до самых вечерен». После праздничного звона в душе Меркулова наступало некоторое просветление и пробуждалась надежда на какие-то перемены.
М. Горький вспоминал: «В одном из рассказов Леонида Андреева дано описание кузницы. Старый, опытный литератор сказал мне:
— Удивительно талантлив Андреев! Как ловко и верно, несколькими словами он дал картину кузницы!
Когда я передал Леониду эту похвалу, он, улыбаясь, сказал:
— А я, знаешь, никогда и не был в кузнице-то! Проходил мимо, видел – угли горят, черный человек стучит молотком по железу, вот и все».