Рождественка.
Это одна из самых старинных улиц Москвы. Ее даже считают «из самых провинциальных» всех улиц московского центра.
В доме 14 Рождественского бульвара, перед отъездом в ссылку на Кавказ в 1840 году, Лермонтов прощался с московскими литераторами.
В 1840–х годах особняк знала вся литературная Москва. Сюда на модные «павловские» четверги приезжали Н. Гоголь, Е. Баратынский, Я. Полонский, А. А. Фет, К. Аксаков и другие литераторы.
Здесь начинают строиться дома московской знати и зажиточных горожан, а также располагаются дворянские усадьбы, в частности, дворы князей Козловского и Гагарина.
В творчестве русского писателя-эмигранта И. Шмелева мы также соприкоснемся с Рождественкой.
«Покатили бульварами на «Трубу», поднялись на Рождественку, завернули в безлюдный переулок к «тете Пане». Дом «тети Пани» был сумрачный, с чугунными крыльцами по концам, двухэтажный, с мутными окнами посередине.
И вот она, та самая Москва…
«День был предпраздничный, сутолочный, яркий, с криками торгашей, с воздушными шарами, с палатками у Страстного, где под елками продавали пряники, крымские яблоки, апельсины и сыпали приговорками, подплясывая на морозе, сбитенщики с вязками мерзлых калачей. Бешено проносились лихачи, гейкая на зевак как звери, тащили ворохами мороженых поросят, гусей, студенты с долгими волосами, в пледах, шли шумно, в споре, фабричные».
Солянка.
«С одной стороны близ Хитровки – торговая Солянка с Опекунским советом, с другой – Покровский бульвар и прилегающие к нему переулки были заняты богатейшими особняками русского и иностранного купечества». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи, 1926.)
В XVIII веке Солянку стали застраивать домами высшей знати – здесь находились дворы князей Волконских, Нарышкиных, Бутурлиных и прочих именитых людей. Еще на Солянке располагались три приходские церкви. До XIX века перспективу улицы замыкали каменные ворота Белого города, за которыми до деревянного моста через Яузу шла другая улица. После того, как ворота были снесены, Яузская стала прямым продолжением Солянки. Пожар 1812 года сильно отразился на облике улицы – многие общественные здания и дворянские усадьбы пришли в негодность.
В 1825 году на Солянке открылся Опекунский совет. Это массивное здание в стиле ампир было спроектировано архитекторами Доменико Жилярди и Афанасием Григорьевым. Именно сюда приходили дворяне в случае возникновения финансовых трудностей, чтобы заложить дом или усадьбу. Александр Пушкин, которому ради поддержания благосостояния семьи пришлось заложить родовое нижегородское имение, тоже побывал здесь.
В каждом из 18 владений Покровского бульвара проживали люди, оставившие след в истории и литературе. Здесь был расположен и дом, где в квартире писателя Н.Телешова проходили заседания знаменитой «Среды», и часто бывали М. Горький , И. Бунин. А.Куприн. Они читали друг другу то, что сочинили.
«Покровский бульвар, 18» – сюда было адресовано более 20 писем Б. К. Зайцева, относящихся к 1910 гг. Это письма самому Н. Д. Телешову, его жене, а также уже из эмиграции, их сыну. Дом Телешова с письмами и раритетными вещами в одном из самых старинных и красивейших мест Москвы до сих пор открывает свои двери исследователям, но «без государственной поддержки, силами наследников писателя.
(Продолжение следует)