15/Y [15 мая 1921]
Нет, решила ни в каком случае здесь не уничтожать дневники, а взять с собой за границу. Это большая работа – написать о них – и здесь не смогу ее исполнить. И все мечты – сбудутся ли когда-нибудь? – устроить ученье детей, все сделать сперва для них, наладить лучшее и… иметь свой крохотный домик в Кампанье… Там собрать всего Л. и писать о нем. Господи, дай здоровья и сил моим детям и мне, пока поставлю их на ноги и окончу свой труд. А после хочу писать «Моя жизнь». Так все, без утайки. Успею ли? Время так быстро бежит. Успею, если суждено. Слова Л. «живи для Саввы». Как он его любил!
16/Y [16 мая 1921]
Почти все время нужно сидеть: читаю или пишу. Необходимо двигаться, и так прибавила 15 фунтов против прошлого лета. Но без работы, просто гулять не могу, и Савву оставить не могу и не хочу. Вот и придумываешь себе то стирку, то мытье полов. Здесь всегда самообман, вернее для других обман: очевидность работы. Когда для меня это н е работа.
Вечер. Была гроза, дождь. Сейчас ветер, море шумит, холодно. Но пахнет! Черемуха, тополь, береза, сосна – все вместе. <…> Жду писем завтра. Ведь до сих пор нет визы. Волнует меня переезд, эта новая жизнь, ответственность за детей – ведь целое предприятие.
Фотографии из фондов ОГЛМТ.