В долгие зимние вечера семья Новиковых собиралась в зале за столом для совместного семейного чтения. Как уютно было сидеть всем вместе под теплом и светом зелёного абажура и слушать, как кто-нибудь один читал вслух. Чаще всего это была мать Анна Васильевна. Несмотря на большие хлопоты по хозяйству, редкий её день обходился без книги. Лермонтов, Пушкин, Тютчев звучали в её мягко-певучем чтении.
Ну а первым из поэтов, захвативших маленького Иванку, был М.Ю. Лермонтов. Об этом Новиков напишет в стихотворении «Давнее»:
Одновременно тихий мальчик,
Но и шалун и виршеплёт,
В чернилах часто мазал пальчик,
Марал и книжный переплёт.
Под вечер – лампа, кот и вьюга,
Огонь в печи и вой в трубе,
И Лермонтова я, как друга,
Закрою и прижму к себе.
И заключив в ручонках детских
Неоценимый тайный клад,
Я сам в каракулях простецких
Певал на Лермонтовский лад…
Вскоре в семье Новиковых появился домашний рукописный журнал «Семячко», редактором которого выступил Иванка. Это был лист писчей бумаги, сложенный в три раза. Шестнадцать страничек «Семячка» ежемесячно заполнялись рассказами, стишками, пьесками самого «редактора» и другими членами его семьи. В «Семячке» в основном отражались под пером Иванки текущая жизнь и события отчего дома.
Упоминается здесь и хороводная игра «По-за городом гуляет», в которую играли в семье Новиковых. Эта игра впоследствии была передана писателем и своей семье. Так, его дочь Марина вспоминала: «Упоминаемая игра-хоровод «По-за городу гуляет» дошла и до моего детства. На новогодних ёлках Иван Алексеевич вовлекал в неё всех нас, домашних и гостей».