В картинной галереи – собрание русских художников XVIII – начала XX века. Правда, из последних в экспозиции в то время были представлены только работы недавно скончавшегося художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова, ученика И. Репина, получившего известность еще в предреволюционные годы.
Училище им. К.А. Савицкого считалось одним из лучших в стране. Преподавательский состав был сильный. Из стен училища вышли несколько знаменитых художников. Среди них в то время замачиваемые художники
В. Татлин, А. Лентулов… А из художников социалистического реализма – лауреаты Сталинской премии Горелов, Г. Савицкий… Да и менее знаменитые впоследствии мастера, бывшие воспитанники пензенского училища составляли, чуть ли не большую часть принятых студентов.
С 1 сентября началась учеба. Поляков был зачислен на стипендию. Из Новозыбкова, Хвалынска, Ленинграда обещали оказывать помощь. Не только обещали, постоянно ее оказывали. Для получения пенсии, как сироте, Полякову нужен был годичный стаж учебы или работы. Его не было.
Училище, — делился Поляков, — это дружная семья, крепкая, здоровая. Но строгость, дисциплина здесь такая, которой, очевидно, больше нигде и нет. Не говоря о том, что должно быть в классах – хождение по коридорам даже в неурочное время пресекают: нельзя относиться так ко времени, и пр. и пр. Даже таланту в рот не смотрят. Один кореец, Ни – звезда училища – был снят приказом директора со стипендии за недостойное поведение и излишнее самомнение. Вопрос даже стоял об исключении его из училища.
На общеучительском собрании только директор тянет ноту официальности, да и то очень в меру, а остальные: юмор, шутка, но серьезная, полемика и пр. Выступить предоставляется как учителем, так и учащимся, рабочим и служащим. Все полны единой целью.
Преподаватели: точный, определенный в чертах лица (оно лепится из многих формочек), энергичный, сухой Илларион Александрович Каштанов – преподаватель по рисунку; Владимиров – преподаватель живописи, более спокойный, ходит в синем халате, часто выделяет учеников как людей с более развитым эстетическим чувством, прибегает к сравнению с музыкой постоянно, говорит, подсказывает редко, главным образом внушает уверенность, лицо его цельное, точно под живопись, глаза посажены глубоко. По композиции «дядька» высокий, хорошо рассуждающий, строгий. По черчению у нас завуч – женщина, миловидная, ничего лишнего не говорит, если уж говорит, то со значением. Сущая беда – преподаватель по перспективе: объясняет плохо, как-то заикается и несет бессмыслицу. Его урокам все дали определение: «сон». Критикует на переменках. Однако требует, как и все, пропорции от этого нарушаются».
По завершении работ по рисунку, живописи, композиции, проводились «конференции». Все работы выставлялись для сравнения.
Преподаватели и ученики высказывали свои мнения…
Кроме занятий с преподавателями был самостоятельный (академический) день (четыре часа), в который каждый учащийся должен был работать так же, как если бы преподаватель присутствовал в классе.
С материальной базой плохо: бумага и кисти бывают часто, но и расхватывают их быстро. Кистей, особенно акварельных, больших, нет вовсе. Акварель «Черная речка». Но «Ленинград» – лучше, ее не бывает. Вообще лучше всего приезжать с художественными принадлежностями, нежели надеяться достать их здесь.
С продуктами гораздо лучше. Сахар бывает часто, права, очереди, но небольшие. Нет только масла, но зато бывают всевозможные жиры, маргарин и пр. на рынке дороговато все, но магазинами можно обойтись вполне!
Самодеятельность в училище работала из рук вон плохо. Не потому ли, что свободного времени у учеников не остается? Как бы то ни было, но Поляков был уверен, что можно наладить все, дело только за инициативой наиболее энергичных.
А как, рассказывают, было раньше!! … Душой всех начинаний был сам Константин Аполлонович Савицкий. Какая была самодеятельность! Общественность Пензы ломилась сюда для того, чтобы попасть, скажем, на спектакль художественного училища. Попасть сюда на концерт было большим счастьем. Делали все сами: декорации, костюмы, оформление и пр.
Рассказывали, что вначале Савицкому приходилось буквально затаскивать в училище людей, показывать галерею и тем пробуждать эстетическое чувство, стремление учиться искусству.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 19-21 С.