Общежития в училище не было. Каждый устраивался, как мог. В Пензе сложилась определенная система съема квартир. Известные студентам люди сдавали комнаты и углы. Обычно в комнате жило несколько человек. Каждый оплачивал свою долю. В первый год Полякову повезло. Он нашел квартиру близко (квартал ходьбы) от училища. Комнатка хорошая, светлая, солнечная, расположена на первом этаже. Имеется небольшой садик, в котором много цветов. Муж хозяйки уходил рано, приходил поздно. Хозяйка тоже не докучала своим присутствием. Только первый месяц пришлось спать на полу, потому что хозяйка раньше пустила товарища, учившегося на курсах пропагандистов. Но он должен был закончить курсы и освободить место. Матрац Полякову дали из училища, — одеяло – из Хвалынска.
Поселились вдвоем с Женей Кожевниковым, приехавшим из Новозыбкова вместе с Поляковым. Женя тоже учился в Доме пионеров у Чернышевского. Они заочно знали друг друга, но познакомились только перед отъездом.
Каждый год приходилось заниматься «квартирным вопросом». В дальнейшем ему доводилось жить и в полуподвале, и спать на полу в укромном уголке за печкой, где можно даже было вести себя как дома…. Но Полякову нужны были условии – нужно место, чтобы корсет куда-то ставить и отдохнуть не стесняясь. Нередко окна комнаты находились невысоко от земли. Света, конечно, не в изобилии. Если наметут снега, надо пользоваться электричеством. Это означало невозможность работать красками…. А некоторые хозяйки, ради экономии, запрещали квартиросъемщикам пользоваться электричеством. Часто в квартирах происходили семейные скандалы…. Поляков удивлялся, до какой животности может докатиться человек, и ему становилось жалко таких людей. Но рядом с ним Искусство. Оно настраивало, побуждало только к хорошему и прекрасному; хотелось быть самому таким же!
Группой жить было неплохо. По вечерам поочередно позировали, рисовали…. Один, даже очень серьезно, занимался в оркестре. Первые годы Поляков книг почти не читал. Было некогда, зато в кино ходил. Посмотрел и фильм «Лебединое озеро». Балет он увидел впервые, впечатления от этого вида искусства было большое.
В училище Поляков ходил на костылях, в корсете. Ходить было трудно, особенно зимой. Тротуары не убирали, ходить скользко. Оступиться нельзя – для ноги и позвоночника это большой риск. Любое падение чревато неизвестными последствиями. Этого Поляков очень боялся.
Много часов он проводил стоя у мольберта. И для здорового человека это трудно, а инвалиду в тяжелом корсете тем более. Но он справлялся с этим и даже проводил у мольберта до семи часов в день. Занятий живописью в училище более четырех часов не проводилось. Остальные часы Поляков писал по собственной инициативе. Но, возвращаясь, домой, он часто без сил валился на топчан. Однако рисование спасало его в преодолении болезни. Позже он напишет: «Помогали мне на этом пути мои занятия и мои любимые поэты, а также родные, друзья, знакомые – старые и новые, но с некоторыми прежними представлениями пришлось расстаться».
В 1957 году Поляков организовал в училище шахматный турнир. Он набрал четырнадцать очков из шестнадцати возможных. Первое место, третий разряд. Стал готовиться к следующему. Чтобы получить второй, но, к его сожалению, этот турнир не состоялся.
Записался он и в музыкальное училище, в оркестре народных инструментов играл на домбре. Думал подготовиться и поступить в музыкальное училище, то есть заниматься в оркестре народных инструментов, не при музыкальном училище, а в другом, где готовят профессионалов. Одновременно учиться в художественном и в музыкальном училищах не получилось.
Нагрузка в училище большая, работать надо много, а болезнь не отпускает. По приезде в Пензу Поляков встал на учет в Областном тубдиспансере. Врач, обследовавший его, сказала, что процесс был очень тяжелый и что, по всей видимости, на ногу не придется опираться года два, если не больше. Предписала режим питания…. А напоследок сказала: «А Вы все же старайтесь выполнять требуемое в училище. Если в дальнейшем нога будет беспокоить, то можно будет сделать операцию».
И действительно, операция понадобилась. В 1958 году Поляков был поставлен в очередь на оперативное лечение в Ленинградском институте хирургического туберкулеза, но ввиду большой очереди на операции вызов обещали сделать примерно через год.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 22-24 С.